EN / RU

Преподаватели

Дмитрий Булатов

Художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал). Ведущий эксперт Инновационного парка Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта. Организовал и курировал более двадцати выставочных и издательских проектов в области science art и новых медиа. Его произведения были представлены на различных международных выставках, в т.ч. на 49-й и 50-й Венецианских биеннале (2001, 2003), фестивале Ars Electronica (2002) и мн. др. Читал лекции в различных институциях России, США, Канады, Германии, Нидерландов, Мексики, Сингапура и Гонконга. В 2007 году был назван в “Top 10” авторов самых интересных организмов года по версии журнала “Wired” (США). Член редакционного совета журнала по современному искусству “DOC(K)S” (Франция). Лауреат национальной премии в области современного искусства “Инновация” (Россия).


Андрей Великанов

Художник, философ, теоретик искусства. Доцент отделения культурологии философского факультета НИУ ВШЭ. Автор статей и книг по теории культуры и искусства, среди них — философское исследование «Симулякр ли я дрожащий или право имею» (Издательство «НЛО», 2007). Преподаватель авторского учебного курса «Философия искусства» (Свободные мастерские ММСИ, институт УНИК). Лауреат и призер международных конкурсов медиарта: Ostranenie (Германия), DADANET(Россия), Art on the Net(Япония), TrashArt(Россия), Southwest Interactive Festival(США), Split(Хорватия). 


Александра Данилова

искусствовед, куратор. Автор многочисленных статей по истории русского и зарубежного искусства ХХ века. Преподает историю искусства в различных высших учебных заведениях.  Куратор выставочных проектов, посвященных искусству московского концептуализма, среди которых  «Интерпретация объекта» в рамках 3 Московской биеннале,  «Поле действия»  в Фонде культуры Екатерина (2010). В настоящее время - заместитель заведующего отделом искусства 19-20 веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва). 


Дмитрий Галкин

Доцент Института Искусства и Культуры Томского государственного университета, исследователь медиа, международный тренер по использованию творчества в образовательном процессе. 


 

Александра Дементьева

Основной интерес Дементьевой как художника — применение социальной психологии, теории восприятия, бихевиоризм и развитие повествования через точку зрения субъективной камеры. В центре всех ее работ лежит ясно выраженная идея взаимодействия между произведением искусства и зрителем, возникающая благодаря новейшим технологическим способам создания изображения.  Александра Дементьева - обладательница главного приза за лучшее моноканальное видео на международном фестивале видео и дигитального искусства VAD в Испании, а также специального упоминания жюри на Медиа форуме в 2008 г. в рамках Московского международного кинофестиваля.  Участница многочисленных выставок в крупнейших российских и зарубежных культурных институциях, среди которых Государственный Эрмитаж, Московский Музей Современного Искусства, фестиваль FILE в Сан-Пауло, музей Centro De La Imagen  в Мехико и др. Живет и работает в Брюсселе. 


Николай Изволов 

Режиссер, киновед. С начала 1990-х гг. преподает во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В НИИ Киноискусства занимается разработкой такого научного направления, как компьютерная реконструкция так называемых "погибших" фильмов.

Режиссер восстановления фильмов: "Ленинская киноправда" (1996); "Держи вора!" (1998); "Тит, или сказ о большой ложке" (2000); "Проект инженера Прайта" (2001); "Пьянство и его последствия" (2001).Автор книги "Феномен кино: история и теория" (М., 2005). Лауреат КФ Госфильмофонда России "Белые столбы" (Лучший киновед года) в 2001 году.


Карина Караева

Куратор,  арт-критик,  начальник отдела кино и видеоарта Государственного центра современного искусства (Москва). В течение семи лет занимается проблемой визуального языка в культуре. Охватывает историю кинематографа, в контексте новых цифровых азбук, а также различных форм изменений ландшафта сообщения между изобразительным искусством и видео. Неоднократно принимала участие в различных фестивалях, в том числе была членом интернационального жюри фестиваля в Оберхаузене. Интересуется экспериментальным и документальным кинематографом. Пишет диссертацию об образах соц-арта в отечественном кинематографе 70-90-х годов. Выступает соавтором документального фильма, посвященного музыкальной культуре современной России. Готовит издание, посвященное основным тенденциям в отечественном видеоарте за последние 10 лет. Периодически публикуется в таких изданиях как artquide.ru, kinote.info, журнале Art Ukraine.


Владимир Левашов

Родилсяв в 1958 в г.Коммунарске Ворошиловградской области (УССР). С 2004 арт-директор Stella Art Foundation (Москва).  В 2008 был членом кураторской группы 1-ой Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?", в 2008-2009 член жюри Всероссийского конкурса на присуждение премии в области современного визуального искусства "Инновация", в 2009 член жюри Балтийской биеннале фотографии "Фотомания-2009".

Избранные кураторские проекты: Biannial in Sao-Paolo' 94;  Назад к фотографии. Выставка современных московских и петербургских фотохудожников. Государственный выставочный зал "Малый Манеж". Москва (совместно с Екатериной Андреевой); Руина Россия. Проект Stella Art Foundation в официальной программе 52 Биеннале современного     искусства в Венеции.Scuola di Tiraoro e Batioro. Венеция; Этот смутный объект искусства /That obscure object of art. Kunsthistorisches Museum. Vienna; Книжники / Literati. Yuri Albert, Andrei Filippov, Konstantin Zvezdochetov. 3rd Thessaloniki Biennale of Contemporary Art. The State Museum of Contemporary Art.  Салоники. Греция


Дмитрий Модель

Дмитрий Модель родился в 1976 в Москве. Кинооператор, режиссёр видеоконтента для интернет-СМИ, преподаватель кафедры Новых медиа и теории коммуникации факультета Журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Участник движения за Анонимное и Бесплатное Искусство (зАиБИ), творческого объединения СВОИ 2000, видеоактивистской инициативы Indyvideo network и др.


Роман Минаев 

Художник, куратор. Окончил Академию Искусств Мутезиус в Киле/Германия, где в 2000-2004 гг. преподавал медиа-арт. Продолжил учёбу на факультете постдипломного образования Берлинского Университета Искусств. Участник многих международных выставок и фестивалей медиа-арта. 


Дмитрий Морозов aka ::vtol::

:vtol:: - проект медиа-художника Дмитрия Морозова. Воплощает свои идеи через технологические жанры в искусстве: робототехнику, звуковые и видео инсталляции, science art. Адепт эстетики ошибок. .

Участник основного проекта 4й Московской Биеннале Современного Искусства и ряда других крупных фестивалей и выставочных проектов.

Лауреат Премии Сергея Курёхина (2013).

http://vtol.cc/


Дарья Пархоменко

Куратор, специализируется на взаимодействии современного искусства и науки.

В 2008 году основала некоммерческий независимый центр LABORATORIA Art&Science Space (Москва). Избранные кураторские проекты: «Лаборатория льда» , груп. выставка (2013), «Фронтир», груп. выставка (2013),  Международный симпозиум «Brainstorms. Художник в контексте нейронаук» (2012, Москва), «Пыль», груп. выставка (совместно с Симоном Мразом) (2012), «Нейронаучный эксперимент 1. Измеряя магию взгляда», Марина Абрамович (2011),«Внедрение», груп. выставка (2011), "Tele-present wind", Девид Боуэн (2010), «Колумбово яйцо»,  груп. выставка (2010).

Участвовала в многочисленных российских и международных конференциях и симпозиумах среди которых: «Digital oblivion», ZKM, Карлсруэ, Германия, «Syncretic Trancodings 2010», CIAM, Монреаль, Канада, «Synergy. New frontiers of Art, Science and Thought”, Arts Santa Monica, Барселона, Испания; «Art and Science: Insights into Consciousness”,Watermill center for performance, Нью-Йорк, США.

Автор публикаций в России и за рубежом. В 2011 году член жюри в номинации Hybrid Art, Ars Electronica, Линц, Австрия. В 2013 году член экспертного совета Всероссийского конкурса на присуждение премии в области современного визуального искусства "Инновация". В 2011 году награждена Общественной премией «Кариатида».


Наталья Смолянская

Художник, теоретик, куратор, в сфере интересов языки искусства и авангардные концепции и практики Руководит программой «Мыслить языки искусства. Авангард и кризис концептуальных оснований» в Международном колледже философии, Париж. Преподает в РГГУ (Институт «Русская Антропологическая Школа», Факультет Истории Искусства) В 1990-1996 – один из организаторов и участников всех выставок группы «Полигон», участник многих международных и российских выставок. Работы включают инсталляции, живопись и интерактивную графику, видео, авторскую книгу. Живет и работает в Москве.


Олеся Туркина

Кандидат искусствоведения, куратор, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея.

Куратор многочисленных выставок, в том числе "MIR: Made in the XXth Century" Российского павильона на 48-ой Венецианской Биеннале, 1999; «Эволюция образа: Свет. Звук. Материал» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1996); «Kabinet» (Stedelijk Museum, Амстердам, 1997); «Электроземля: Современный британский видеоарт» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 2002); «Modus R: Russian Formalism Today» (совместно с Евгенией Кикодзе, специальный проект Art Basel Miami Beach, 2006); "Intolerance". 2-й Международный фестиваль Videoforma (со-куратор Илюшкина), Сергей Курехин Центр современного искусства, Санкт-Петербург, 2011;  «Некрореализм» (специальный проект 4-й Московской биеннале современного искусства, Московский музей современного искусства, 2011). Автор многочисленных публикаций в России и за рубежом.

Действительный член Российской Федерации космонавтики с 1999 года. С 2003 года преподает видеоарт на факультете Искусств Государственного Санкт-Петербургского Университета. Совместно с Музеем юрской технологии (Лос-Анджелес) работала над серией фильмов «The Chain of Flowers» («Цепь цветов»): «Levsha» («Левша», 2000), «The Common Task» («Общее дело», 2004), «The Great Soviet Eclipse» («Большое советское затмение», 2008).


Ольга Шишко

Куратор, исследователь медиакультуры, Арт-директор «Манеж/МедиаАртЛаб» Музея экранной культуры, основатель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», среди ее проектов руководство мультимедийной студией "Кросс-медиа" при Центре современного искусства Сороса и "Термен центре" в Московской консерваторий (1995 -1996), первый в России Международный симпозиум "NewMediaLogia" (1994), Фестиваль российских арт-ресурсов "Да-Да-Net" (http://www.da-da-net.ru) — 1997 — 2000, Международный фестиваль сетевого искусства «Trash-Art», 1999-2000 (http://www.da-da-net.ru/TrashArt) и другие. Под ее руководством изданы «Антология российского видеоарта», разработана концепция «Медиа Музея», «NewMediaLogia — NewMediaTopia» (Москва, 1996), «Взгляд с Востока. Взаимодействие современного искусства и Интернета» (Москва, 2000), «Transitland. История развития видео-арта Центрально-Восточной Европы» (2009), каталог-исследования «Расширенный кинематограф I и II». 


Андрей Щербенок

Профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, доцент СПбГУ, почетный член научного общества Шеффилдского университета. К.ф.н. (СПбГУ, 2001); Ph.D. (критическая теория и киноведение, Университет Калифорнии в Беркли, 2006). В 2006-2009 -- преподаватель и член Научного общества гуманитарных исследований Колумбийского университета, в 2009-2011 – приглашенный исследователь и лауреат стипендии Ньютона Британской Академии. Автор книг и статей о кино и медиа, литературе, сексуальности, идеологии и исторической памяти. Организатор Научной программы "Иннопром-2011", куратор Интеллектуальной платформы 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2012).



ЛЕКЦИИ, МАСТЕРСКИЕ И МАСТЕР-КЛАССЫ:


 

Провмыза (художники, Россия) 

Художественная группа (Галина Мызникова, Сергей Проворов). Видеохудожники, работают совместно с 1993 года, участники Венецианской биеннале (павильон России, 2005), 67-го Венецианского кинофестиваля (программа Горизонты, 2010 год)


Luma.Launisch (художники, Австия) 

Австрийский дуэт (Астрид Штайнер и Флориан Лауниш) создающий свои сюрреалистические миры как на экранах в техно-клубов, так и в пространствах классических концертных залов.


Leonhard Emmerling (Германия) 

Куратор, Доктор философии; с 2010 г. – руководитель отдела "Изобразительно искусство" в Центральном управлении Гете-Института в Мюнхене, автор книг (в т.ч. о Джексоне Поллоке и Жане-Мишеле Баския), статей по современному искусству, курсов лекций в Дюссельдорфской и Мюнхенской художественных академиях, Высшей школе искусств Вайссензее в Берлине.


Omer Fast (художник, Израиль - Германия)

Родился в 1972 году в Иерусалиме, Израиль. Современный видео-художник. Его работы участвовали в dOCuMENTA’13 (2012) и в ряду биеннале и групповых выставок. Его работы представлены в таких международных коллекций, как Whitney Museum of American Art, Guggenheim Museum of Art, Hamburger Bahnhof, Metropolitan Museum of Art, the Hirshhorn Museum and Sculpture Garden, and the Museum of Modern Art, Vienna.


Eva Fisher (куратор, Австрия) 

Художник, музыкант, куратор, учредитель и арт-директор фестиваля Sound:Frame (Вена). В рамках Открытой школы "Манеж-МедиаАртЛаб" Ева Фишер расскажет о деятельности своего фестиваля, который является одной из главных европейских платформ для представления интерактивного и аудио-визуального искусства, а также музыки, медиа архитектуры и много другого. 


Peter Greenway (режиссер, художник, Великобритания-Нидерланды)

Британский кинорежиссер, автор авангардных киношедевров. На сегодняшний день перестал заниматься традиционным формами кино и обратился к видеоарту, виджеингу и полиэкранности.


Chris Hales (художник, Великобритания)

Художник и специалист в области интерактивных медиа. Крис Хейлс экспериментирует с «интерактивным кино» в форматах инсталляции и «живого» перформанса с начала 1990-х годов и создал к сегодняшнему дню около тридцати интерактивных фильмов. Анализ реакции аудитории на многие из этих фильмов стал частью его докторской диссертации «Переосмысление интерактивного кино» (2006), основанной на практическом опыте. В 2008 году двенадцать фильмов Хейлса с их множеством различных способов интерактивности стали частью экспозиции Триеннале Современного искусства в Национальной галерее Праги, где они были экспонированы в лабиринте небольших помещений. Благодаря исследованиям Криса внимание публики было вновь привлечено к забытому было фильму «Киноавтомат» — первому в мире интерактивному фильму, который был снят еще в 1967 году.


Sabine Himmelsbach (куратор, Швейцария) 

директор Дома цифрового искусства в Базеле. Прежде была директором выставочного отдела в ZKM | Центре искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (1999-2005) и художественным руководителем Edith-Russ-House for Media Art в Ольденбурге, Германия (2005-2011). Куратор ряда выставок, среди которых: ‘Ecomedia’, ‘Landscape 2.0’, ‘Culture(s) of Copy’, ‘gateways. Art and Networked Culture’ и ‘Sensing Place’. Преподаватель и автор статей на темы, связанные с медиаискусством и современной культурой.


Janez Jansa (художники, Словения) 

Концептуальный художник, перформер и продюсер, закончивший Академию искусств в Милане (Италия). Один из трех художников, которые в 2007 году изменили свои имена на Янеш Янса (имя бывшего премьер-министра Словении, члена Либерально-демократической партии). Янеш Янза - со-учредитель и директор Института современного искусства Аксиома (Любляна, Словения). На своей лекции в Открытой школе "Манеж МедиаАртЛаб" художник расскажет о художественных проектах трио Янеш Янса - радикальных политических высказываниях в формате разных медиа. 


Piotr Krajewski (куратор, Польша) 

Основатель и художественный руководитель WRO Media Art Biennale и главный куратор Арт Центра WRO, старший преподаватель на Факультете Интермедиа Академии изобразительных искусств Познани и Факультете Художественного образования во Вроцлаве, автор публикаций и текстов о медиаискусстве, культурном значении новых технологий и истории видеоарта.


Nonny de la Peña & Peggy Weil (художницы, США)

Медиа художники, работающие совместно с 2007 года. Пегги Вейл - профессор Калифорнийского Колледжа Искусств (Сан-Франциско), до этого преподавала в Университете Южной Калифорнии на факультете интерактивных медиа. Нонни де ла Пена - Старший научный сотрудник факультета «журналистики погружения» в Анненбергской Школе Коммуникаций и Журналистики в Университете Южной Калифорнии.

На встрече в Открытой школе "Манеж-МедиаАртЛаб" художницы расскажут о своих исследованиях в области виртуальной реальности, взаимодействии искусства и политики, а также о проекте "Gone Gitmo", который будет представлен на выставке "Реальности недостаточно" в Московском Музее Современного Искусства в рамках Медиа Форума ММКФ. 


Peter Rosel (художник, Германия) 

Петер Рёзель участник более 40 групповых выставок и более 20 выставок персональных и в каждой своей работе Рёзель играет с аспектами классических художественных техник, традиционных жанров и современным языком «новых медиа». 


Etienne Sandrin (куратор, Франция) 

Работает в Департаменте Новых Медиа Центра Помпиду в Париже, отвечает за Пространства Новых Медиа в Государственном художественном музее, соавтор сайта «Энциклопедии новых медиа» – еврпейского портала, посвященного искусству новых медиа.


Monica Studer & Christoph van den Berg (художники, Швейцария) 

Живут и работают в Базеле, Швейцария. Совместно работают с 1990 года, с 1991 года занимаются искусством новых медиа.  Участники многочисленных выставок и обладатели множества международных наград


Milica Tomic (художница, Сербия)  

Родилась в 1960 году в Белграде (Сербия, бывшая Югославия), живет и работает там же. Художница концентрирует внимание на темах национальной идентичности, политического насилия и личной ответственности, на разнице между личным, человеческим восприятием мира и искусственными образами СМИ. 


Pia Tikka (художница, Финляндия)

PhD, режиссёр и исследователь. Автор таких фильмов, как «Дочери Еманьи» (Бразилия—Финляндия, 1996), «Песчаная невеста» (Финляндия, 1998), участник нескольких международных кинопроектов. Автор «Вопло-щаемого кино: Simulatorium Eisensteinense» (2008). Её проект «Одержимость» (в рамках «воплощаемого кино») получил северную премию Мёбиуса за интерактивные истории. Она была соавтором интерактивного фильма-игры «Третья женщина», недавно показанного на Биеннале в Фессалони-ках(2009), в Академии изящных искусств Чжан (Китай, 2010) и Художест-венном пространстве «Галапагос» в Нью-Йорке (2011). Пиа Тикка также участвовала в исследованиях возможностей мозга aivoAALTO (2009—2014) и является членом-основателем исследовательского проекта «Воплощаемое медиа» (2009—2011) в университете Аалто (Финляндия). Её послед-ний проект «НевроКино» соединяет практику создания фильма с методами нейровизуализации, позволяя изучить нейронную основу кинематографиче-ского воображения. 


Алексей Медведев

Кинокритик и программный директор фестиваля 2-in-1.

С 1989 по 1994 год учился на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская А. Сиренко). Как автор сотрудничал с «Первым каналом», каналами «Культура» и СТС. Публиковался в журналах «Искусство кино», «Художественная журнал», газетах «Время новостей», «Московские новости» и др. Перевел более ста фильмов как «пиратский» переводчик. В 2000–2006 годах — член отборочной комиссии ММКФ. В качестве программного директора работал на кинофестивалях 2morrow (Москва, 2007–2009), «Зеркало» (Иваново, 2011). С 2010 года организует международный фестиваль современного кино «2-in-1″ («Два в одном»,Москва).


Франциско Инфанте-Арана

занимается художественной фотографией, объектами. Учился в МВХПУ, ушел с третьего курса, занимался самообразованием. Член группы "Движение" (1962–1968), инициатор создания группы художников и инженеров "Арго" (1970–1976). Имеет ряд теоретических работ, обосновывающих его творческие принципы. Основной манифест – "О моей концепции артефакта". Творчество Ф.Инфанте-Арана не было связано с официальной советской культурой, в 1950-1960-е годы он был активным участником московского андеграунда. В 1960-е годы Инфанте являлся одним из лидеров кинетического искусства. Он входил в группу "Движение", члены которой исповедовали принцип коллективного творчества. В этот период художник занимался геометрической абстракцией, создавал различные модели, макеты, движущиеся и светящиеся пространственные конструкции. После выхода из "Движения" в 1968 году, под влиянием конструктивизма и творчества К.С.Малевича, он осуществляет серию фото-перформансов "Супрематические игры". Эта серия положила начало его работе с артефактом, которая продолжается по сей день. Внедряя в природную среду искусственный объект, чаще всего зеркало, художник создает непредсказуемые эффекты их взаимодействия, не претендуя на изменения реального ландшафта.