И экспериментальной эстетики "Прометей" является сегодня совместным подразделением
Казанского государственного технического университета (КГТУ) и Академии наук
Республики Татарстан (АНТ)
Последовательно осваивая идеи Скрябина и Кандинского, мечтавших о некоем гипотетическом Gesamtkunstwerk, коллектив "Прометея" с 1962 года решает актуальные задачи в подлинном смысле "экспериментальной эстетики" (а точнее, "эстетики, проверяемой через эксперимент"). Сюда входит проверка содержания и характера растущих художественных потребностей эпохи НТР комплексным путем:
теоретические эстетико-психологические прогнозы,
создание необходимого инструментария,
художественно-практический эксперимент с помощью этой техники.
И за прошедшие годы мы сами проверили на практике возможности большинства из новых художественных видов из расширенной системы искусства, а также других промежуточных художественных форм, основанных на их синтезе, - в продолжение того, что уже было начато отечественными первопроходцами (А.Скрябин, В.Баранов-Россине, Г.Гидони - в светомузыке, Л.Термен в электронной музыке, А.Дымшиц - в пространственной музыке, В.Татлин, Г.Клуцис - в кинетическом искусстве, Н.Воинов - в абстрактном кино, Р.Зарипов - в кибернетической музыке и т.д.).
После первых самодеятельных, студенческих экспериментов СКБ "Прометей" в области светомузыки, которые были начаты с исполнения со светом "Прометея" А.Н.Скрябина, сфера интересов коллектива распространилась на многие другие области аудиовизуального синтезирования, которые осваивались СКБ "Прометей" в жанре "разведки боем" с постоянным расширением плацдармов на территории будущего.
Скрябин, проповедовавший идею некоего вселенского Всеискусства, которую он хотел воплотить в своей гипотетической "Мистерии", не остановился, как известно, на "прометеевском" варианте "световой симфонии". Он мечтал расширить свои синтетические замыслы, размышляя о каких-то фантастических формах единения музыки, света, слова, жеста, архитектуры... Не остановились на светомузыке и "прометеевцы", хотя реальность, конечно, вносила свои коррективы в необузданную "эстетическую футурологию" Скрябина.
Как бы то ни было, в итоге, за прошедшие годы были проведены, осуществлены:
первые в стране широкомасштабные светоконцерты 1962-1970 гг. ("Прометей" Скрябина, собственные визуальные интерпретации музыки Римского-Корсакова, Мусоргского,Стравинского, Яруллина, Булеза и др.);
первые абстрактные светомузыкальные фильмы ("Прометей", - на муз. А.Скрябина, 1965; "Вечное движение", на муз. Э.Вареза, 1969; "Маленький триптих", - на муз. Г.Свиридова, 1975; "Космическая соната", 1981 - на электронную музыку);
первый в СССР спектакль "Звук и Свет" под открытым небом, 1970 (удивительный театр, со стереодвижением звука, театр, в котором отсутствуют... актеры);
первые представления "пространственной музыки" и "стереорадиотеатра" со свободным движением звуков в зале (1974).
На практике была проверена возможность внедрения нового материала - динамического света и электроники - и в иные области художественной деятельности: в архитектуру (реализация русской метафоры "Малиновый звон" в Спасской башне Казанского Кремля, 1967; динамическое освещение здания цирка, зависящее от состояния погоды, 1968; серия светодинамических витражей - в гостинице "Татарстан", 1968; в планетарии, 1970; в музее КГТУ, 1982); в оформительское искусство, дизайн (десятки вариантов автоматических психоделических светомузыкальных установок "Идель", "Ялкын", "Электронный художник", "Калейдофон", "Калейдофон-36", "Диско", "Мечта новых русских"). По устоявшейся терминологии все это относится к кинетическому искусству, к люминодинамике. Часть работ вышла в смежную сферу функциональной музыки и светомузыки, НОТ, инженерной и космической психологии (светозвуковые индикаторы состояния "человек-машина", создание управляемой аудиовизуальной среды в кабинетах психологической разгрузки, классах интенсивного обучения).
Все многообразие своих экспериментов СКБ "Прометей" могло демонстрировать с 1979 года в созданном им зале светомузыки Казанского Молодежного центра, который ежегодно посещало по 4-5 тыс.чел. Там же проводились ежегодные всесоюзные "Прометеевские чтения" (в 1991 году зал был разрушен "новыми русскими", строящими капитализм, и сейчас заново восстановлен в здании родного вуза). Самым значительным и рубежным для коллектива мероприятием такого рода стал Всесоюзный фестиваль "Свет и музыка" с 500 участниками из многих городов СССР.
В наследство от этого "праздника света" в зале светомузыки сохранилась и много лет демонстрировалась светоконцертная программа "Время, вперед!" (муз. Г.Свиридова), "Темное пламя" (муз. А.Скрябина), "Болеро" (муз. М.Равеля). После фестивальной премьеры в оперном театре Казани в течение нескольких лет с успехом проходили представления оперы "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова с элементами светомузыкальной сценографии. Сохранилась в памяти электронных устройств и исполненная во время фестиваля специальная программа "пространственной музыки" (прежде всего это "Электронная симфония" С.Белимова, "Струение мигов" Л.Блинова) и "стереорадиотеатра" (наиболее удачные композиции - "Рождение музыки" и диалог "живого" Гамлета с "невидимым" призраком отца). Время от времени в Казани проводятся повторные показы результатов многолетних экспериментов "Дети рисуют музыку" (так называемая "музыкальная графика").
Постоянно демонстрируются в студии и за ее пределами слайдо-музыкальные композиции: в них слайды плавно меняются на экране, создавая сплав музыки и живописного изображения. Прежде всего это - "Романс" (муз. Г.Свиридова), "Облака" (муз. К.Дебюсси), "Аве Мария" (муз. Ф.Шуберта), "Обнимитесь миллионы!" (муз. Л. ван Бетховена), "Печаль" (муз. Р.Паулса), "Космический одуванчик", "Пинк-Флойд", "Музыка татарского орнамента". Возможности этого жанра были расширены в специальных масштабных концертных программах "Музыка, поэзия, живопись", проведенных совместно с органистом Р.Абдуллиным в актовом зале консерватории: "Аве Мария" в мировом искусстве", "Фауст" (муз. П.Эбена), "Сад наслаждений" (О.Мессиан-И.Босх), "Краски Древней Руси" (муз. Р.Щедрина, О.Янченко), "Мир как большая симфония" (муз. М.-К.Чюрлениса), "От курая до органа" (муз. Н.Жиганова, Ш.Шарифуллина, С.Губайдулиной) (нажмите здесь).
Появление новой техники позволило переключиться от тягостных в организационном отношении киноэкспериментов к абстрактным светомузыкальным видеофильмам. Так, имеющийся кинофильм "Космическая соната" методом электронной инкрустации был совмещен в видеоварианте с человеческой пластикой. Серия самостоятельных видеофильмов "Храм", "Баллада для Берндта" была снята в 1989 году на музыку польских композиторов, с преднамеренной стилизацией изображения под манеру художников В.Кандинского, Х.Миро, Б.Никольсона, С.Дали. Затем создаются еще три абстрактных видеофильма: "Танец вертикальных линий", "Танец белой вертикальной линии", "Русский терминатор" на музыку московского "электронного" композитора А.Родионова. И, наконец, по просьбе голландского композитора Х. де Гроота по его одноименной авангардной компьютерной пьесе снимается фильм "Лягушачья симфония"...
"Разведка боем" в освоении новых жанров эпохи НТР продолжается - с применением новейших технических средств. И в наиболее полном виде ее результаты были представлены в концерте "Мульти-медиа", проведенном в "Скрябинские дни" (апрель 1990 г., актовый зал Казанской консерватории). Здесь, наряду со слайдовыми композициями, видеофильмами, впервые были представлены хеппенинг, лазериум, инструментальный театр и, в наиболее заметной форме, концептуальное искусство. Опыты с видеоскульптурными инсталляциями "Живое и неживое", "Электронный мальчик", "Электронный корт", "Видео- Аве Мария", "Телевизор, играющий на фортепьяно", "Затяжной воздушный поцелуй через стекло кинескопа", "От сумы и тюрьмы не зарекайся", "Электронные гримасы в магнитном поле", "Оп-арт про видео-арт" открыли для "прометеевцев" новое поле художественного поиска. В этих композициях телевизор выступал не как приемник изображения, а как некое "действующее лицо" театрализованной концепции. Среди последующих заметных видеоинсталляций - композиции "Вперед, к победе капитализма!", "Собака лает, а караван идет" с дополнительным применением компьютера, слайдов и лазера, и, наконец, "Русские уходят из Европы".
Один из экспериментов 90-х годов - праздничное мульти-медийное шоу под открытым небом "Волшебный сад" во время Сабантуя (июнь 1991 г.). На деревьях сквера в многоканальной записи воспроизводилась пространственная полифония экзотических птиц с синхронными световыми эффектами. Над сквером, на стене небоскреба КГУ проецировались мультипликационные картины лазерной компьютерной графики... Эти приемы использовались и в больших праздничных концертах, посвященных 60-летию КГТУ и Всемирному конгрессу татар (Казань, 1992), на Международной конференции ЮНЕСКО "Молодые города" (Набережные Челны, 1993), при праздновании 50-летия Победы 9 мая в Казани (в 1995 г.) (нижмите здесь). После первого опыта технического оснащения Музея изобразительных искусств Татарстана в следующем, 1992 году вместе с казанскими художниками проведена аудиовизуальная, стереозвуковая театрализация экспозиции нового Музея композитора С.Сайдашева... Сегодня начато освоение возможностей компьютерной графики, компьютерной анимации, компьютерного "мульти-медиа". Но не забываются при этом и "старые" жанры и "старая" техника.
В 1996 году в новом Концертном зале Казани был проведен необычный концерт с возвращением к скрябинскому "Прометею", но с неожиданным решением визуального сопровождения с помощью слайдовой проекции картин В.Кандинского. (В 1999 году в более усложненном виде этот аудиовизуальный спектакль включен в постоянную программу городского зала светомузыки) (нажмите здесь).
В 1996 году в этом же зале впервые в России была исполнена со световой партией "Аллилуйя" нашей знаменитой землячки С.Губайдулиной.
...Каждому из этих новых видов и жанров искусств посвящены отдельные книги и многочисленные статьи "прометеевцев" в энциклопедиях, в отечественных и зарубежных журналах (всего выпущено 30 книг и более 500 статей). В них изложены результаты научных исследований, прежде всего, посвященных истории и теории светомузыки и, конкретно, скрябинским замыслам "световой симфонии", идеям Чюрлениса и Кандинского, Термена и Гидони, проблеме синестезии (цветного слуха), теории синтеза искусств. Создана оригинальная периодическая система искусств. Сейчас, когда организован НИИ "Прометей" (1995 г.), по плану Академии наук Татарстана проводится изучение возможных взаимоотношений между национальным мелосом и национальным орнаментом; проверка гипотетической аналогии Б.Яворского "ладовое тяготение - земная гравитация"; компьютерное преобразование "мелодия-рисунок" и т.д.
"Прометеевцы" тесно сотрудничают с ISAST (Международным обществом "Искусство, наука, технология") и его печатным органом "Leonardo". Для зарубежных читателей, кроме статей о российских, в том числе и своих работах, готовятся обзоры российской литературы по тематике этого общества, рецензии на новые русскоязычные книги (что, естественно, может представлять интерес и для отечественных специалистов).
НИИ "Прометей" организовал в Казани и в Москве 15 всесоюзных и всероссийских конференций "Свет и музыка", участвовал во многих симпозиумах и фестивалях России. В последние годы появилась возможность участвовать с непосредственным показом своих работ уже за рубежом: во время "Гагаринских дней" в Венгрии (Будапешт, 1989), на Международном фестивале "Арс электроника" в Австрии (Линц, 1989, 1991, 1999), на фестивале "Видео и музыка" в Польше (Вроцлав, 1989), на II международном симпозиуме электронного искусства в Голландии (Гронинген, 1990), на фестивале экспериментального искусства "Импакт" в Голландии (Утрехт, 1991), на Международной выставке "Образы будущего" в Канаде (Монреаль, 1991), на Фестивале света в Чехословакии (Прага, 1991), на Международном фестивале видеоарта в Швейцарии (Локарно, 1991), на Академии света в Голландии (Гаага, 1993), на Международной конференции по полиэстетическому воспитанию в Австрии (Зальцбург, 1993), на международном видеофестивале "Остранение" в Германии (Дессау, 1993, 1995, 1997), на международной конференции по истории светомузыки (Франция, 1995), на симпозиуме по экологии новых "медиа" (Франция, 1998), на конференции "Язык, видение и музыка" (Ирландия, 1999).
Разработаны новые проекты световой архитектуры. Часть из них реализована: в Казанском Парке Победы, на башне нового здания Казанского вокзала. Часть пока находится в стадии макета и эскизов: здание-светоинструмент, надписи в воздухе, световой витраж в Казанской ратуше, светомузыкальный фонтан, "Малиновый звон" в Московском Кремле, светозвуковых спектаклей "Старая Казань" и "Сказанием встает Казань".
Коллективный автопортрет НИИ "Прометей" представлен в светозвуковой инсталляции "Светлые головы светлых людей".
Руководитель НИИ
Булат Галеев
При желании ознакомиться сразу и подробнее с работами коллектива и понять - почему он называется "Прометей", - пожалуйста!