К концу ХХ века с развитием интернета появились новые формы искусства, исследующие то, как технологии поменяли наш мир и, самое главное, как поменялся человек — сидящий теперь перед экраном, самостоятельно выбирающий и трансформирующий контент, с которым имеет дело, конструирующий новую виртуальную реальность и страдающий от цифрового шума, переизбытка информации, к которой еще не приспособлено его тело и его сознание. Логично, что это новое искусство и само могло существовать исключительно в цифровой среде, использовало в качестве инструментов самые экспериментальные разработки. И столь же логично, что музеи и галереи оказались не готовы работать с произведениями, не существующими за пределами сети, чьи основные термины были и вовсе не понятны искусствоведам.
«МедиаАртЛаб» появилась как платформа, которая стала искать способы работать с этим искусством, объяснять его зрителям, помогать профессионалам говорить на одном языке с художниками, которые используют принципиально другие эстетические критерии. И вот за двадцать лет вроде бы и медиаискусство стало всем привычно. И энтузиазм художников слегка угас — потому что и новые технологии уже совсем не новые, и то, как они влияют на мир, исследуют и профессора, и блогеры, а сумасшедшие визуальные арт-проекты оказались частью коммерческих проектов Гугла и массовых видеоигр.
И тут наступил 2020 год, и вся наша жизнь переместилась в сеть. Всем вновь стало интересно, как цифровой мир поменял наше сознание. Паника от переизбытка интересного контента, который не успеваешь поглотить ты, но наверняка успевают другие, мешается с энтузиазмом от всегда открытых музеев и не кончающихся фестивалей. И если в начале года галереи устраивали онлайн-открытия и экскурсии, то этой зимой выставки составляются специально для цифровой среды, и оказалось даже удобно перемещаться из студии художника в Сан-Паулу к сайт-специфик проекту в Найроби. Так, может, ну их, эти музейные залы? Очевидно, что никто не захочет отказываться от этих преимуществ и возможностей, когда все откроется заново. Нам кажется очень символичным отпраздновать юбилей «МедиаАртЛаб» разговором на тему, которая была столь актуальна в год ее рождения, и стала чуть ли не самой важной для искусства сегодня.
Вопросы для обсуждения: Какой отпечаток медиа накладывают на нашу способность общаться без искажений смысла? Какие ограничения нам никогда не снять ни в виртуальной реальности, ни в мыслимых пространствах? Что случится со свободой слова и творческой воли в интернете эпохи позднего капитализма через пять лет? А еще через пять?
Модераторы: Анна Буали (Россия), куратор, продюсер проектов MediaArtLab; Арьон Дунневинд (Нидерланды), художник, исследователь, основатель фестиваля IMPAKT.
В круглом столе участвуют художники, которые одними из первых облекли слова и художественную интуицию в формы новых медиа: Лучезар Бояджиев (Болгария), Дмитрий Булатов (Россия), Андрей Великанов (Россия), Мартин Гонзик (Австрия), Марина Гржинич (Словения), Джордж Дривас (Греция), Альмагуль Менлибаева (Казахстан), Ольга Шишко (Россия), Раса Шмите и Райтис Шмитс (Латвия), Алексей Шульгин (Россия), JODI (Бельгия/Нидерланды).
Арьон Дунневинд (Нидерланды). Основатель и директор фестиваля IMPAKT (с 1988 года), Фонда IMPAKT (с 1993 года). В начале 2000-х годов запустил интернет-платформу IMPAKT Online, а в 2005-м программу резиденций IMPAKT Works. Куратор многочисленных выставок и показов в том числе на площадках ГЦСИ в Москве, Россия, галереи RURU в Джакарте, Индонезия, и фестиваля Transmediale в Берлине, Германия. Был советником Голландского фонда кино, Голландского медиафонда и Голландского фонда визуальных искусств, дизайна и архитектуры. В 2016 году он был назначен членом Консультационного совета по визуальным искусствам и наследию Фонда Мондриана.
Лучезар Бояджиев (Болгария). Художник, куратор, лектор, основатель Института современного искусства в Софии. Работает с инсталляциями, фотографией, рисунком, объектами, текстом, видео и перформативными лекциями. Его работы выставлялись в Македонском музее современного искусства (Салоники, 2020), Городской художественной галерее Софии (2018), Музее Людвига (Будапешт, 2016–2017), Музее провинции Гуандун (Гуанчжоу, 2016–2017), Музее провинции Чжэцзян (Ханчжоу, 2016–2017), Музее Пера (Стамбул, 2016), SALT (Стамбул, 2013) и других. Живет и работает в Софии, Болгария.
Дмитрий Булатов (Россия). Художник, теоретик искусства, куратор Балтийского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (ГЦСИ Калининград). Организатор выставочных и издательских проектов в области art&science и новых медиа. Его произведения были представлены на различных выставках и фестивалях, в том числе на 49-й и 50-й Венецианских биеннале (2001, 2003), фестивале Ars Electronica (ORF, 2002) и других. Член редакционных советов журналов DOC (K)S (Франция) и NOEMA (Италия). Дважды лауреат Государственной премии «Инновация» (Россия, 2008, 2013). В 2014 году был номинирован на «Золотую Нику» фестиваля Ars Electronica (Австрия) в разделе «Визионеры-пионеры видеоискусства». Живет и работает в Калининграде, Россия.
Андрей Великанов (Россия). Философ, теоретик искусства, художник, лауреат международных видеофестивалей и фестивалей сетевого искусства. Персональные выставки проходили в галереях Берлина и Москвы. Лауреат и призер международных конкурсов медиаарта: Ostranenie (Германия), DADANET (Россия), Art on the Net (Япония), TrashArt (Россия), Southwest Interactive Festival (США), Split (Хорватия). Автор курса лекций и семинаров по философии искусства (на площадках НИУ ВШЭ, РГГУ, МедиаАртЛаб, Музей современного искусства «Гараж» и других). Живет и работает в Москве, Россия.
Мартин Гонзик (Австрия). Художник, директор фестиваля Ars Electronica, а также его премии и выставочного отдела. В 1998–2001 гг. был участником команды Центра современного искусства OK Center — экспериментальной лаборатории по изучению современного искусства, затем работал в Ars Electronica Futurelab (2001–2005). Начиная с 2006 года, Мартин Гонзик является директором Ars Electronica Festival, Prix Ars Electronica, а также курирует международные выставочные проекты лаборатории Ars Electronica. Живет и работает в Линце, Австрия.
Марина Гржинич (Словения). Художница, теоретик медиа, арт-критик и куратор. С 1982 года работает в коллаборации с Айной Шмид. Вместе они создали более сорока видео, художественных произведений, документальных фильмов, медиаинсталляций, которые были представлены более чем на ста фестивалях по всему миру и получили несколько важных премий. В 1989 году Гржинич была художественным директором IV Международной видеобиеннале в Любляне. Она имеет степень доктора философии и является исследователем в Институте философии при Исследовательском центре Словенской академии науки и искусства (ZRC SAZU) в Любляне и профессором Академии изящных искусств в Вене, Австрия.
Джордж Дривас (Греция). Художник и фотограф. Принимал участие в биеннале современного искусства Sesc_Videobrasil (Сан-Паулу, 2019–2020), documenta 14 (Кассель), представлял Грецию на Венецианской биеннале (2017). Его работы демонстрировались в музеях по всему миру, среди которых MAXXI (Рим), Национальный музей современного искусства (Афины), Центр Помпиду (Париж), а также были представлены на международных фестивалях — Афинском международном кинофестивале, фестивале Transmediale (Берлин), фестивале FILE (Сан-Паулу) и других, где его работы были отмечены призами, например, Лондонский греческий кинофестиваль (2010), Московский международный кинофестиваль (2006). Живет и работает в Афинах, Греция, и Берлине, Германия.
Алмагуль Менлибаева (Казахстан). Художница, которая в основном работает с многоканальными видео, фотографией и инсталляцией в смешанной технике. Ее работы выставлялись по всему миру, в том числе в Музее современного искусства в Антверпене, Музее Квинса (Нью-Йорк), Музее Стенерсена (Осло), Центре искусств и медиатехнологий в Карлсруэ, Центре современного искусства – Уяздовский замок (Варшава), Университете Калифорнии (Сан-Диего), Музее современного искусства Киасма (Хельсинки), Университетском музее Чопо (Мехико), Культурном центре при Миноритах (Грац), Художественной галерее Квинсленда (Брисбен). Живет и работает в Германии и Казахстане.
Раса Шмите и Райтис Шмитс (Латвия). Художники и исследователи, работают на пересечении искусства, науки и передовых технологий с середины 1990-х годов. Основатели Центра новой медиакультуры RIXC (Рига), кураторы галереи RIXC, организаторы Фестиваля искусства и науки RIXC, главные редакторы журнала Acoustic Space. Раса Шмите, доктор философии, — профессор программы «Искусство новых медиа» Лиепайского университета, старший исследователь лаборатории Art Research Lab (MPLab.lv). Райтис Шмитс, доктор философии, — доцент Художественной академии Латвии (2015). Их работы выставлялись в Центре Ars Electronica (Линц), Доме электронных искусств (Базель), Музее Ван Аббе (Эйндховен) и других институциях. Обладатели премии Ars Electronica (1998) и Национальной премии за выдающиеся достижения в искусстве (2016). Живут и работают в Риге, Латвия.
Алексей Шульгин (Россия). Художник, пионер российского интерактивного искусства, музыкант, фотограф, куратор, веб-дизайнер. Работает в области видео- и медиаарта. Один из основателей галереи Electroboutique. Выступает в дуэте 386dx, где вторым исполнителем является компьютер. В 2002–2005 годах был куратором международного фестиваля software art Read_Me (Москва-Хельсинки-Орхус-Дортмунд). Лауреат премии Кандинского (Россия, 2009) в номинации «Медиаарт». С 2007 года преподает медиаарт в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко. Живет и работает в Москве, Россия.
JODI (Бельгия/Нидерланды). Художественный дуэт, состоящий из пионеров нет-арта Джоан Хемскерк и Дирка Пэсманса. Работы JODI упоминаются в основных трудах по истории цифрового и медиаискусства. Они широко выставлялись на площадках по всему миру, включая documenta X (Кассель), музей Стеделийк (Амстердам), Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ, Центр NTT InterCommunication Center (Токио), Центр Помпиду (Париж), Центр современного искусства Глазго, Музей Гуггенхайм (Нью-Йорк), Музей движущегося изображения (Нью-Йорк). В 1999 году были удостоены Премии Вебби, а в 2014 стали лауреатами первой премии Prix Net Art Award центра Rhizome. Живут и работают за пределами Нидерландов.
Департамент культуры |
МВО "Манеж" |
При поддержке: |
Открытая школа Манеж/ МедиаАртЛаб — это инновационный для России проект по подготовке новой генерации современных художников и кураторов. Обучение основывается на междисциплинарном подходе и носит практический, исследовательский характер.
Структурные подразделения Школы:
Открытая школа Манеж/ МедиаАртЛаб 2013-2014 года посвящена теме движущегося образа и новой визуальности и носит название «Визуальный эксперимент». Основными направлениями образовательной и исследовательской деятельности станут визуальные, перформативные, аудио практики, а также проекты на стыке науки и искусства. В перспективе мы планируем создать институцию, в которой у молодых художников будет возможность изучать весь спектр передовых технологий и охватывать наиболее важные современные тенденции.
Реализация проектов с их последующей интервенцией в городскую среду, проникновением в массмедиа и Интернет, включением в выставочные проекты Музея экранной культуры «Манеж/ МедиаАртЛаб» и других российских и зарубежных институций, является важнейшей частью обучения.
Мы заинтересованы в последующем долгосрочном сотрудничестве с нашими выпускниками, в выдвижении их работ на конкурсные программы международных фестивалей, создании совместных проектов и включении лучших работ в архив Музея.
Дополнительная информация:
[email protected]
Международный симпозиум «Pro&Contra медиакультуры» уже в течение более 10 лет ставит своей задачей раскрыть связи между искусством, наукой, политикой, экономикой и технологиями, представить инновационные проекты на стыке современного искусства и социальных практик, экспериментальной науки, дигитального искусства и дизайна, перформанса и программирования, анимации и медиаархитектуры. Каждый год различные темы, проекты, художественные стратегии и методы находят свое воплощение в различных форматах – теоретические обсуждения, представление и практический анализ инновационных проектов, конкурс произведений молодых художников, кино- и видеопоказы фестивальных программ, премьеры мирового уровня и многое другое.
Автор проекта: Ольга Шишко
Кураторы шести блоков:
Первый семестр: апрель — июнь 2014
Второй семестр: сентябрь — декабрь 2014
Место проведения: ЦВЗ «Манеж»
Открытие программы: 12 апреля, 14:00
Координаторы: Анна Буали, Юлия Грачикова, Елена Клабукова, Ольга Лукьянова, Елена Румянцева.
Гид по программе: http://issuu.com/artguide/docs/web_print_avangard
Специфической характеристикой художественного языка ХХ века является его способность к метаморфозам, мутациям и комбинациям. Мир трансформируется с возрастающей скоростью, но искусство подчас даже опережает эти изменения. Кажется, что за рождением его новых видов не успевают уследить не только зрители, но и профессионалы. Сегодня цифровые медиа не репрезентируют, а генерируют реальность, а также новые отношения между художником, его инструментарием и зрителем.
Такое стремление к бесконечным изменениям берёт свое начало в экспериментах авангардистов начала ХХ века. И сегодня разнообразие этих идей приобретает новое значение. Татлин, Малевич, Кручёных, Родченко и другие фигуры авангарда в современном историческом контексте выступают новыми вдохновителями.
Интерес авангарда к преодолению границ жанров и синтезу искусств обусловил формирование программы «Проекции Авангарда», которая посвящена исследованию развития языка медиа, с ранних авангардистских экспериментов с присущими им утопическими мечтаниями – до распознания совсем новых современных художественных практик.
Расписание программы «Проекции авангарда»
Организатор: МВО «Манеж»
Соорганизатор: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
При поддержке:
Официальная гостиница программы:
«МЕДИАТЕКА — как новый центр образования, музейная коллекция и цифровой архив»
29-30 ноября 2012
Площадка: Центральный выставочный зал «Манеж», Медиа Галерея, 2 этаж
Темы:
Тема 1: Медиатека — публичное место и новый центр образования
Тема 2: Музейная коллекция и будущее цифровых архивов
Задачи:
Проблематика:
Конференция актуализирует вопросы, связанные с формированием и использованием Медиатеки — как новых центров образования, мест хранения цифровых архивов и коллекций видео и цифрового искусства.
Важность презентация медиакультуры и медиаискусства диктуется тем, что зачастую они наиболее тонко и чувствительно реагируют на особенности современного общества и современной культуры. К сожалению, в силу того, что не все выставочные площадки и музеи (за исключением крупных западных медиацентров) имеют необходимую материально-техническую базу и методологию работы с медиаартом наиболее актуальной формой презентации с середины 90-х годов как в Европе, так и в России являются медиатеки и виртуальные коллекции, презентируемые в интернете. И та, и другая форма знакомства с данным видом искусства для России являются инновационными.
Медиатеки сегодня — это новые яркие центры образования и культуры, которые приходят на смену классическим библиотекам, которые в «цифровом обществе» стремительно утрачивают свою актуальность. Но в тоже время медиатеки продолжают эту древнюю традицию, являются прямыми приемниками и наследниками основных функций библиотек. Они наследуют и включают в себя как «аналоговые» так и цифровые фонды, дополняя и непрерывно расширяя свой функционал современными средствами репрезентации архивных данных.
Медиатека Музея экранной культуры «МедиаАртЛаб», которая является общим проектом с ЦВЗ «Манеж» формировалась в течение более десяти лет — на данный момент в ней собрано, архивировано и аннотировано более 2000 произведений медиа-арта (http://www.mediaartlab.ru). В 2001 году «МедиаАртЛаб» проводил международную конференцию «Access to Excess / Доступ ко вседоступному», на которой обсуждались проблемы архивации и презентации медиаискусства.
Создание Базы данных аудиовизуального архива «МедиаАртЛаб» — интернет-архива проектов видеоискусства, интерактивного и сетевого искусства — остро поставило ключевую проблему таких проектов: что именно следует архивировать и сохранять — работу в целом, по возможности наиболее полно, или только ее описание, что кажется наиболее подходящим решением, если данное произведение инкорпорирует «реальные» элементы и непосредственный социальный контакт? Или же следует сохранять техническую копию в качестве точного воспроизведения в более современном техническом формате? Что именно считается точной копией? И как далее репрезентировать работы созданные средствами медиа?
Современное искусство, особенно та его часть, которая работает с новыми технологиями — это совершенно новый культурный феномен, принципиально отличающийся от традиционных, главным образом, временными параметрами. То есть требует профессионального исследования собственно развитие технологий, которые, модифицируясь, каждодневно влекут за собой смену технической ориентации и «материальных параметров» самого искусства.
Из этого следует, что традиционная каталогизация современного искусства, а именно критический разбор с точки зрения исторических (временных) перспектив в будущем будет чрезвычайно затруднен в связи с тем, что объект описания (произведение искусства) в перспективе будет невозможен для критики, так как будет «утеряна» техника его создания. В этой ситуации профессиональная работа по маркировке, описанию, критическому разбору, каталогизации и музеефикации медиаискусства, как это ни парадоксально, должны проходить уже сейчас.
Участие по предварительной регистрации + 7 (495) 645 92 72
s.volkonskaya@mediaartlab.ru http://mediaartlab.timepad.ru/event/49541/