Медиа превращается в трэш. Тема необычная, но, думается, впереди у нее - светлое будущее. На сегодняшний день мы привыкли к идее "новой медиа". Вот уже двадцать лет мы зачарованы неистовым вихрем медийной революции.
Мы, жители стран Общеевропейского Союза, резвимся, пользуясь новыми формами развлечений, поступающих во все более изощренных упаковках. Мы "на ты" с новыми, насыщенными информацией методами организации нашей работы, наших корпоративных структур, нашей торговли, нашей политики.
Но, на самом деле, мы живем в Золотой Век Мертвой Медиа. Мы изобретаем и убиваем медиа быстрее, чем когда-либо. Целые каналы связи исчезают на наших глазах: перфокарты, восьмидорожные ленты, азбука Морзе, механические пишущие машинки, лазерные диски и, в особенности, десятки видов компьютеров.
Гибнет канал - информация отправляется на помойку. Чем больше нашу жизнь пронизывает медиа, тем легче потерять след информации. Правительства отказываются от бумажной отчетности, полагаясь на машины, - пленка размагничивается - информацию невозможно прочесть. Люди привычно наполняют свои персональные компьютеры невероятным объемом информации, а затем отправляют их вон пинком под зад. Когда наш компьютер похищают воры, мы плачем. Когда его обкрадывает устаревание, мы просто покупаем новый.
Мы вошли в мир, где традиционная "культура" замещается индустрией высокомедийной культуры. "Искусство" и "знание" стали "образами" и "информацией", цифровыми продуктами, которые легко перемещать, воспроизводить и продавать. Индустрия культуры уходит корнями в медиа, а в ее основе лежит запланированное устаревание.
После пятидесяти лет компьютерной механизации мы не чувствуем себя в безопасности в силу отсутствия официального архива цифровой информации. Наше общество зависит от единиц и нулей, но мы не знаем, как их складировать. Нет такого надежного места, где бы мы могли хранить информацию большого объема с уверенностью, что мы сможем считать эту информацию через двадцать или даже через десять лет. Бумага и чернила будут спокойно лежать на полке - цифровая информация не будет, не может, не лежит. Цифровая информация очень скоро превращается в трэш.
Компьютеры не просто устаревают - они гниют, как мусор. Компьютерная программа, способная удовлетворить пользователя, - это хрупкая, суперсложная система. Компьютерная информация имеет особенность фатально распадаться несколькими различными способами. Может измениться и базовая медиа: программа может, к несчастью, быть записана на магнитной бобине. Основополагающие единицы и нули прочесть еще можно, а язык машины устарел. Либо система управления изменилась до неузнаваемости. Либо (другой уровень) аппликация не согласуется с системой управления. Либо система дисплея не соответствует экрану дисплея.
Все это представляется подспудными, скрытыми проблемами. Сейчас, когда компьютеры являются обычным персональным средством, возникают и личные проблемы. В компьютеризированном обществе эти проблемы оборачиваются открытым скандалом. В процессе создания наших компьютеров в них, кроме прочего, закладывают будущую амнезию. Наши информационные архивы превращаются в информационные мавзолеи, представляющие собой обширные мусорные свалки. Чем быстрее совершенствуются компьютеры, тем сложнее становится проблема.
Электронное искусство, электронная торговля, электронное правительство, электронная культура - все они временны. До утиля они на расстоянии секундной стрелки. Информация хочет быть трэшем.
Хуже того, превращая цифровую культуры в трэш, мы "наживаемся". Мы продолжаем продавать себе свои же собственные воспоминания, так что у нас есть возможность купить одну и ту же песню на сорокопятке, восьмидорожке, виниле, CD и MP3. Наша экономика "подсела" на мертвую медиа.
У хваленого World Wide Web единая и никому не приятная проблема с "мертвой медиа". Сам по себе Web прочен, упруг, его трудно уничтожить так же, как и все, что в нем помещается. Это не простое создание - это микроб. Очень просто поместить полезные сведения в Web и очень непросто избавиться от трэша.
Недорого загрузить, но как дорого избавиться от ненужного. WWW не изобрел еще ни одного способа извлечения трэша. Он не располагает мусоровозами и канализационной системой. Таким образом, год за годом все больше и больше мертвой информации скапливается на Web.
Давно угасшие дискуссии, давно почившие персональные сайты, мертвые оскалы обанкротившихся компаний, окончивших свой web-бизнес, но не удосужившихся потратить силы и деньги на то, чтоб прибрать за собой. Все это "сайты-призраки" Web.
Ни у кого нет разрешения избавиться от трэша на Web. Трудно себе представить, как можно получить такое разрешение. World Wide Web был сконструирован без иконы "трэш". Поэтому свалка все растет и ширится.
Время идет, с непоколебимым постоянством увеличивая количество нерешенных вопросов. Как большинство революций, компьютерная революция была вещью поспешной и опрометчивой. Нам еще предстоит расплачиваться за нашу близорукость и пренебрежение к последствиям в будущем. Проблема
Y2K - хороший тому пример, но это только начало.
В рамках проекта "Мертвая Зона" мы изучаем медиа с изнанки. Мы начинаем со свалки и продвигаемся оттуда. Именно так мы вытащили на свет невероятную медиа монстров, типа "Телегармоники" Тадеуша Кахила. Телегармоника Кахила стала одним из первых в мире музыкальных синтезаторов. Она была изобретена для воспроизведения органной музыки через телефонную сеть еще в 1890-е годы.
Этот механизм весил около десяти тон. Произведение искусства для своего времени. Этот супергигант положил начало высоко технологичным сетевым продуктам и привлек огромный интерес прессы, инвесторов и восхищенных техноспекулянтов. Через сто лет телегармоника Кахила превратилась в одну из самых абсурдных и нелепых вещей, которые только можно себе представить.
По всему миру можно найти города - Санкт-Петербург, к примеру, - со следами мертвых оптических сетевых программ. "Телеграфные насыпи" не имеют ничего общего с азбукой Морзе и электрическим телеграфом. Они - останки "семафорного телеграфа" Клода Шаппе. Представьте себе нечто наподобие установленной на вершине холма ветряной мельницы, размахивающей огромными деревянными конечностями. В ясный день такие телеграфы могли передавать сообщения вдоль и поперек Франции за считанные часы. Изобретение Шаппе (самая ранняя в мире "телекоммуникационная сетевая программа") когда-то было установлено в разных странах мира, включая Россию. Самая последняя установка погибла в Южной Америке в 1912 году.
К чему предлагать теорию? Посмотрим на очевидное.
Медиа умирает - такова моя точка зрения. Окиньте ее взором. Полюбуйтесь на всю эту историческую медиа, которая сегодня - лишь трэш.
Далее автор приводит список под названием "Мастер-лист Мертвой зоны"
Мертвые оптические сетевые программы:
Римский световой телеграф ...
Оптическая телеграфия ...
Гелиография ...
Семафоры и сигнальные флаги...
Мертвые электропередатчики ...
Шифровые электропередатчики ...
Электрические звуковые передатчики ...
Мертвые цифровые сетевые программы ...
Передача с помощью электромагнитной радиации ...
Мертвые медиа, использующие чернила ...
Мертвые звукоулавливающие технологии ...
Мертвая техника звуковых архивов ...
Мертвые технологии, репродуцирующие звук ...
Мертвые технологии для воспроизведения статичного и тактильного образа ...
Мертвые дисплейные технологии ...
Мертвые системы сохранения информации ...
Мертвые вычислительные технологии (в том числе цифровые) ...
Мертвые бинарные компьютеры ...