Татьяна Могилевская
, Ольга Шишко Немного об истории и перспективах развития медиаискусства в Москве (1993) Тематика: Медиа-технологии
Язык оригинала:английский
Всякая попытка "очертить", как говорят в среде критиков, круг художников, представляющих то или иное направление в искусстве имеет смысл либо в исторических исследованиях, когда сама отдаленность во времени работает на качество анализа, либо дает очень условный результат.
К исторической географии московского "андерграунда"- мастерская Кабакова, мастерские на Фурманном, Чистопрудном, Трехпрудном переулках , Центр Современного искусства- добавился еще один ареал- Московская Художественная Лаборатория Новых Медиа. Образовательный по своей сути проект, созданный под эгидой Центра современного искусства Сороса, неожиданно привел к изменению художественной ситуации в Москве.
Во многом это произошло по той причине, что слушатели и авторы проектов, отобранных для реализации в рамках Лаборатории являлись по сути не студентами, а профессиональными художниками - носителями определенного эстетического опыта и развитой идеoлогии.
На сегодняшний момент мы уже можем говорить о существовании нового вида искусства, обладающего новыми возможностями, собственной эстетикой, идеологией, модой, стилем работы, временем производства произведения . Однако все это не могло возникнуть на пустом месте и в одночасье1.
Данная статья не претедует на полный охват фактов и информации, это лишь первый опыт возможного описания истории данного вида искусства.
Предистория
Это связано, с одной стороны, с грезами немногих художников и кураторов внутри тусовки (среди первых "сподвижников" - Сергей Шутов, Кирилл Преображенский, (при постоянном участии Майкла Хентца), Татьяна Могилевская, Илья Ценципер (тогда работавшие в "Арт-Миф", чуть было не создавшие новую организацию , занимающуюся видео и искусством новейших технологий), Ирина Пиганова (куратор галереи "Школа" , первой начавшей работать с этим видом искусства). Все поиски, стремления придать ситуации организованный характер закончились образованием Института технологий искусства (его рабочую группу составили Сергей Шутов и Владимир Могилевский, а кураторские функции взяла на себя Татьяна Могилевская) 2.
Параллельно существовали независимые некоммерческие видеостудии 3, организаторами и участниками которых сначала были выпускники ВГИКа ("Студия эгоцентрических особенностей"), и ученики Владимира Кобрина, а также плавно вливающиеся в профессиональную работу на оборудовании художники 4.
Выставки, кураторы, организации, фестивали
1992 - "Реплика". Галерея "Школа". Куратор - Ирина Пиганова. Выставка была посвящена Дзиге Вертову и стала первой видеоинсталляцией в России, представляющей кино в пространстве галерейной экспозиции 5.
1993 - "Виртуальный сад". Кураторы - Татьяна Могилевская, Сергей Шутов. В рамках Первого Московского Международного фестиваля компьютерной анимации "Аниграф 93" ( при поддержке Министерства культуры Российской Федерации) - одна из первых попыток представить работу медиахудожников профессионалам компьютерного бизнеса. Выставка проходила в рамках коммерческой выставки новейшего программного обеспечения, организованной.
Joy Company на ВВЦ (бывшей ВДНХ). Выставка "Виртуальный сад" объединила 8 инсталляций, с техническим диапазоном от живописи с оптическими иллюзиями до использования самогенерирующихся компьютерных программ ("Life tree", Сергей Шутов), включая приборы ночного видения и лазеры ("Обратная, темная сторона необратимых событий", Алексей Блинов, Георгий Литичевский) и компьютерную графику ("Без названия", Владимир Могилевский, Эва Рухина).
1993 - "Мир-Чувства". Кока Рамишвили, Кэти Капанадзе, Гия Ригвава, Олег Тимченко. Центр современного искусства. Куратор - Владимир Левашов.
Выставка включила видео- и аудиоинсталляции, сделан акцент на контакте со зрителем - звуковая инсталляция при отсутствии экспозиционного объекта - экспонирование звука, инсталляция, построенная на диалоге с художником - "говорящее" лицо на нескольких мониторах, приложенные наушники - непосредственный интимный контакт со зрителем, слайд-проекция.
1993 - "Чувственные опыты". Сергей Шутов. Галерея "Школа". Куратор - Ирина Пиганова. Выставка была посвящена Любви, Сексу и Эросу, а материалом для анализа послужили подлинные любовные переживания автора. Экспонированные объекты - монитор с порнографией и текстом писем, детская железная кроватка, трясущаяся с громом и молнией - прообраз интерактивной скульптуры, фосфорецирующие сексуальные акты и голограммы эротизирующей формы. Выбор Шутовым техники для усиления чувственного эффекта воздействия в данном случае удался 6.
1993 - "Fenso Lights". Группа "Fenso Lights". Галереи: "1.0" и "Школа". Куратор - Владимир Левашов. Художники Антон Смирнский, Василий Смирнов и Денис Салаутин демонстрировали детскую игру в межпланетных рыцарей: заранее прошедший перформанс был заснят на видео, смонтирован, а результативный музыкальный клип и сделанные с него фотографии с зеленой попсовой подложкой предстали перед зрителями. Черный ящик, поставленные друг против друга три монитора и три кресла все это создавало в залах галереи атмосферу тайны, романтики и комфорта.
1993 - "Дни открытых дверей". Анатолий Ганкевич и Олег Мигас. Галерея "1.0". Куратор - Владимир Левашов. Выставка отображала мир иллюзий: эффект бесконечного коридора создавали прозрачные и отражающие зеркальные поверхности. Ambiente life была представлена на мониторах, все было смещено немного вбок, что приводило к ощущению потери предмета искусства.
1993 - Фестиваль современного искусства "Новые территории искусства" в Красноярском Культурно-Историческом Центре. Впервые видеоискусство было включено в выставку, организованную государственной структурой - Министерством Культуры Российской Федерации. Демонстрировалась видеоинсталляция Сергея Шутова.
1993 - Фестиваль экспериментального видео, компьютерной анимации и проектного синтеза. "Заповедник искусств" на Петровском бульваре. Устроитель - "Студия эгоцентрических особенностей". Фестиваль впервые ставил своей целью продемонстрировать синтез искусств и выявить особенности в подходе к этой проблематике видеохудожников, театралов, музыкантов, режиссеров. Система отбора демонстрируемых материалов, как и идея импровизации в интерактивной среде, формировалась вокруг четырех разделов "Видео и театр", Видео и музыка", Видео и визуальное искусство" (проект "Видеосценарий"), "Видео и телеарт". Видеоперформанс, созданный участниками фестивального проекта - театром "Сайра Бланш", музыкальной группой "Три О" и квартетом авангардного джаза из Швейцарии, основанном на создании интерфейса между театром, видео и музыкой - это один из самых удачных экспериментов синтеза искусств на фестивале. Итоговая видеопродукция явила собой аудиовизуальное приложение к фестивалю - видеокаталог, созданный Вадимом Кошкиным, Алексеем Исаевым и другими участниками Студии эгоцентрических особенностей.
Выставка "Видеосценарий" проходила в рамках данного фестиваля. Участники - Александр Бренер, Георгий Литичевский, Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, Алексей Исаев, Георгий Виноградов.
Куратор - Алексей Исаев. Концепция видеосценария проецировалась на идею внутренней и внешней оппозиции автора и произведения, художника и зрителя. Видеосценарии авторов легли в основу фильма "Видео и визуальное искусство".
1993 - "Без названия". Антон Ольшванг и Ольга Чернышева. Музей кино. Выставка представляла собой видеоинсталляцию, где изображение проецировалось на обратную сторону экрана и на шесть тарелок с изображениями различных сцен (от аэрофотосъемки до фрагментов кинофильмов). Магнитофон выдавал тексты диалогов.
1994 - "Вставка". Кирилл Преображенский. "TВ галерея" 7. Куратор - Нина Зарецкая и др.
Автор выявляет ее отличие от традиционных художественных выставок, когда художник представляет универсальный миф - вставка не претендует на законченную модель, это некий штрих, комментарий 8.
1994 -"Медитационные комнаты с меню". Алексей Шульгин. В рамках фестиваля "MedienBiennale", Лейпциг (1994). Экспозиция - четыре небольшие отдельные и пронумерованные (1,2,3,4) комнаты с одним общим выходом, перед которым была помещена "трясучка", разделенная на 4 картинки в одной раме с изображением различных видов природы. На этой работе был установлен датчик, реагировавший на приближение зрителя. Четыре пейзажа были пронумерованы соответственно комнатам, в которых помещалось то же изображение, но на мониторе.
Алексей Шульгин в проектах на выставках "Televisions" (XL, Москва), "Minima Media" (Лейпциг), "Exchange 2", "NewMediaTopia" разрабатывает идею перехода механического движения в электронное.
1994 - "Свет далекой звезды". Татьяна Добер и Александр Алексеев. Галерея "Школа", Куратор - Ирина Пиганова. На протяжении всего творчества авторы выставки работают над автобиографической темой, считая, что художик нашего времени - это художник-наблюдатель, описывающий собственное поведение. Междисциплинарная проблематика в их проектах проявляется в связи с естественным стремлением зафиксировать современную технологию мысли в визуальной форме. В основе данной выставки - ощущение странности интереса к проблеме несводимости времени. В инсталляции рассматривалось временное пространство за 30 лет. Через прозрачный неодухотворенный экран с цветным портретом художника мы как бы смотрим на экран другой, на чернобелое изображение отца художника (кадр из фильма), 30 лет назад исполнившего страстного и героического героя фильма Пырьева. Сюжет фильма соединен с идеей инсталляции - происходит как бы двойная "невстреча" в реальном пространстве героя с героиней и сына с отцом.
1994 - "NewMediaTopia". ЦДХ.Ежегодная выставка Центра современного искуства Сороса. Куратор - Владимир Левашов. Выставка впервые проиллюстрировала все возможные подходы к новым технологиям, существовавшие на тот момент у художников. На выставке были представлены 17 работ отдельных художников и группировок.
1995 - "Видеовидение". Анатолий Ганкевич, "Fenso Lights", Андрей Венцлова и др. Куратор - директор Петербургского Центра Сороса Екатерина Андреева. В рамках форума "В поисках третьей реальности" - Планетарий, Санкт-Петербург. Новая ситуация позволила Центрам обмениваться выставками, данные работы отобраны по принципу разработки психоделической проблематики. Куратор хотела не оттенить петербургскую ситуацию, где активно работают в сфере видеоарта фактически всего два художника - Ольга Комарова-Тобрелутс и Андрей Венцлова, а скорее подобрать к ней работы, соответствующие местному контексту.
Видеоарт и документация акций, видеоперформансы
В корпусе архива видеоарта и искусства новых технологий выделяются несколько периодов и мест концентрации материала. Период "параллельного кино" связан с именами Игоря и Глеба Алейникова, Бориса Юхананова, Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова, ленинградских "параллельщиков" и некрореалистов.
Видео зафиксировало перформансы московской концептуальной школы. Сабина Хэнсген и Гюнтер Хирт выпустили в 1994 году в Германии видеосборник, объединивший эти материалы 9.
Отдельные художники, начиная примерно с 1988 года, фиксировали свои акции и театрально-музыкальные перформансы на видео. В этом случае фильмы, смонтированные в домашних условиях, имели статус произведения искуства (Вадим Захаров, братья Мироненко,Татьяна Добер и Александр Алексеев, Алексей Исаев, Алексей Беляев, Борис Юхананов ).
Музыкальное видео и документация акций, в основном "постиндустриального" и "low-tech" направления собирались и пропагандировались фестивалем и ТВ программой "Экзотика" 10. Этой программе мы обязаны знакомством с видеоработами провинциальных художников, до этого мало известными в Москве.
Татьяна Диденко в программе "Тишина №9" сделала первую попытку показа российского видеоарта. Выбрав роль архивиста, она достаточно субъективно комментирует материалы.
Нина Зарецкая и Сергей Савушкин в программе "ТВ галерея" уделяли большое внимание проектам, связанным с новыми технологиями. Связь программы с одноименной галереей и последующая демонстрация материалов на ТВ притягивали художников. Как и в случае с "Тишиной-9", это было реальной возможностью сделать профессиональный вариант работ на Betacam, тогда как большая часть российских художников могла работать только на VHS.
Пример одной из наиболее последовательных стратегий в сфере видеоарта - деятельность Сергея Шутова. В конце 80-х годов он обратился одним из первых к компьютерным и видеотехнологиям. В 1992 году Шутов предложил художникам для создания собственных работ воспользоваться возможностями его видеооборудования (компьютер ATARI и видеомагнитофон формата VHS). Одним из первых на это решился Вадим Фишкин, сделав вместе с Шутовым видеоработу "Орнаментальная орбита".
В дальнейшем Шутов сделал несколько римейков одиозных кинофильмов советского времени, выставив их в качестве фрагмента инсталляции "Небесный тихоход - 2", на выставке "Неликвиды" (совместно с Юрием Аввакумовым) в "Первой галерее" (1992), создав на их основе подобие музыкальных клипов. В следующей своей работе "Удививительно, какая тишина" (1993) Шутов использовал принцип элементарного наложения планов - документального, связанного с "Небесным тихоходом", и геометрического орнамента. Препарируя бестселлеры советского кино, художник извлекал из них новые смыслы, выбирая в качестве приема, деструкцию и остранение.В его работах сопредельные прежде территории кино, видео и телевидения сливаются в единое поле, а проблема различия языков снимается.
Работы художников следующего поколения часто становятся реакцией на опыт предшественников. Стилистика "параллельного" и документального кино советского времени переворачивается в видеоработах по мотивам акций художественной группы "Облачная комиссия" (Татьяна Деткина ,Аркадий Насонов, Владимир Могилевский и др., 1992). Отказавшись от иронии и критики авторы поэтизируют стиль советской хроники. В этой стилизации - попытка не эксплуатировать "советскую фактуру", а искренне испытать и пережить "трудовой подъем", "романтику производственных будней" ("Облачная комиссия представляет",1992).
В 1992 году Владимир Могилевский создал фильм "Книга", где примитивная 3D-графика выполнена на компьютере IBM 386. Сброс на видео осуществлялся с помощью самодельного приспособления , похожего на мыльницу.Фильм был создан в то время, когда компьютерная графика только начинала активно использоваться в рекламе. Она никак не была интегрирована в некоммерческое пространство современного искусства и являлась по сути демонстрацией возможностей новейших программ.
Медиаискусство в Москве представлено небольшим кругом художников и каждый автор практически формирует отдельную тенденцию. Так, Гия Ригвава - один из самых активных московских авторов - в 1993 году сделал телевизионный перформанс "Ты бессилен или вообщем-то все не так уж плохо" в Центре Современного Искусства , который представлял собой модель производства и потребления информации. В двух залах ЦСИ, контролировавшихся мобильной телестанцией, студией с телевизионным ведущим и тремя камерами, находились зрители. Информационно-аналитическая телепрограмма, которая велась по заведомо разработанному сценарию, представляла собой обозрение художественной жизни. Передача длилась 35 минут и состояла из трех частей: информация об отдельных людях и событиях, подававшаяся в заведомо искаженном виде. В перформансе демонстрироваась степень возможного насилия со стороны обладателей средств массовой информации, а также было смоделировано два разных поведения, основанных на разной подаче сведений об одном и том же сюжете.
Другая тенденция в отечественном медиаискусстве связана с Художественной Лабораторией Новых Медиа. Несколько ее выпускников, в течение года осваивая компьютерные программы под руководством Сергея Шутова и Владимира Могилевского, по окончании занятий создали за короткий промежуток времени 16-минутный двухчастный проект "Delirium Upgrade", сыгравший роль манифеста. Руслан Рубанский, Сэнди Ревизоров, Алекс Зубаржук, Михаил Адианов мыслят в категориях криминально окрашенного киберпространства - религии хакеров и создателей компьютерных вирусов. Это проявляется в их отказе от элементарных авторских амбиций, так как их искусство - аккумуляция различных текстов и изображений, симулирующая по структуре гипертекст ( таким образом демонстрируется их желание присутствовать в сетях. Сюжет фильма сводится к частоте, амплитуде и ритму происходящих трансформаций, ввергающих гипотетического зрителя в состояние бредового техногенного транса (может показаться , что кто-то неустанно нажимает кнопки телевизионного remote control в поисках интересной передачи).
Они эксплуатируют тему скорости и образы техногенных сред. Одновременно это искусство имеет "клубное", субкультурное происхождение, а звуковое оформление заказывается известным московским техно-композиторам и ди-джеям - Алексею Чернороту (Compass Vrubel), Роману Быкову (Digger). Молодые художники фантазируют в стиле киберкультуры и вместе с тем стремятся преодолеть живописно-изобразительные традиции, которые часто воспроизводятся в творчестве неофитов искусства новых технологий 11.
Говоря о российском видеоискусстве нельзя обойти вниманием тот факт, что художники в большинстве случаев выступали и выступают продюсерами своих работ. С 1993 по 1994 "Студия Эгоцентрических Особенностей" выступала в качестве единственного продюсера некоммерческого видео. До настоящего момента в России не появилось структуры, подобной европейским центрам мультимедиа технологий, поддерживаемых государством. Результатом является низкое техническое качество работ. Это в свою очередь ставит перед авторами проблему дистрибьюции, к которой большинство работ непригодны. Куратор французской коллекции "Vent d' Est" , объединяющей видеоработы российских авторов, Жиль Морель, столкнувшись с этой проблемой, был вынужден взять техническую доводку некоторых работ на себя 12. В своей работе он встретил также и юридические проблемы - боязнь художников подписи дистрибьюционного контракта, отсутствие у художников порой представления об авторском праве.
Клубная жизнь и high-tech вечеринки
Видеоджейство, родившееся в клубе "Птюч", получило гораздо более интересное разрешение в компьютерных parties. Фирма "Novell", выпускающая программное обеспечение для сетей пригласила видеохудожников с целью устроить хай-тек вечеринку "Novell party" для дилеров фирм в ресторане "Континенталь" Хаммеровского центра"( куратор художественного проекта - Олег Филюк). В проекте было состыковано несколько технологий: весь видеоряд выводился на телестенку - фрагменты видеоработ, небольшой фильм, сделанный в компьютерной графике в интенсивном техноритме, микшированные видеоработы и видеофильм, сделанный в high-tech стилистике - микс в реальном времени с 3-4 источников (присутствие камеры в зале),a фон образовывался шестью космическими ландшафтами. Специально на один вечер была привезена станция приема спутникового изображения "Лиана", которая принимала сигналы метеоспутника в реальном времени, а метеосводка, выводимая на компьютер, становилась объектом художественного жеста. Это общее микшированное изображение можно было распечатать на видеографическом оборудовании (за вечер сделано около 300 фотографий участников).
"Doom party", в клубе "Птюч" явилась сетевой версией культовой игры, проводимой в киберпространстве с микшированным звуковым рядом.
Соединение видеогалереи с ночным артистическим клубом "Птюч" дало оригинальное решение работы видеохудожника превратившегося в виджея, параллельно с диджеями, делающего миксы и "коллажи" в реальном времени.
Громкая заявка , гласившая что профилем галереи "Птюч" является искусство, использующее видео и компьютерные технологии, аудио и световые эффекты, слайдпроекцию, голографию и телекоммуникационные сети на деле осуществилась лишь процентов на 10%. В галерее были показаны работы молодых выпускников Лаборатории - Сэнди Ревизорова, Руслана Рубанского, Александра Зубаржука , а также Владимира Могилевского и Алексея Исаева.
Одна из самых заметных акций, происшедших за год работы клуба "Птюч", демонстрирующая скрытую полемику между биологическим и машинным интеллектом - выставка Алексея Исаева "Neuromancer. Новые каннибалы". Он применил в ней принцип, заставляющий вспомнить французский ситуационизм 60-х годов - использование привычного для публики контекста в качестве проводника абсолютно не относящихся к этому привычному идей. Автор дал зрителю иллюзию пребывания внутри некого виртуального пространства, проведя его через анфиладу электронных сред - живого биологического мозга и его искусственного аналога, трансформировавшихся под влиянием ритмов "Thunderdome". Исаев использовал фетиши и атрибуты модного места, представление о которых было сформировано в России благодаря пионерам рейва из Петербурга: на знаменитой "Гагарин-partie", прошедшей в 1992 году в павильоне Космос на ВВЦ, где пространство благодаря введению аудио- и видеоэффектов вводило публику в особое трансовое состояние. В "Новых каннибалах" среда образована по такому же принципу. При этом физиологический эффект съемок человеческого мозга привносит элемент, откровенно враждебный всякой развлекательности. Поставленная серьезная проблема - угроза культуре, интеллектуальной собственности , возникшая в эпоху повальнного увлечения новыми технологиями, вводится исподволь через дистанцию между назначением места и физиологичностью отдельных фрагментов анимации, через противопоставление электронного изображения и живых участников шоу - собак, вносящих элемент угрозы и провокативности.
Электронная галерея, сети
В московской ситуации пока все строится на связях и личных взаимоотношениях. Невозможно предствить себе, что какой-либо из наших художников на коммерческих правах войдет в электронную сеть. Итак, с переходом Евгения Пескина, ставшего попечителем и организатором подобных проектов, из одной сети в другую, перекочевывали и художественные сетевые проекты - из "Релкома" в "Совамтелепорт". Алексей Шульгин создает сетевую выставку "Ноt pictures" ("Свежие новости или эротические горячительные картинки"), явившейся первой российской фото-галереей в сетях, осмысливающей изменение функций и средств выражения фотографии с приходом в искусство новых технологий, манипулирующими и внедряющимися в фотоизображение. Шульгин выступает как интернетовский администратор в Совамтелепорте, собирая всю информацию в Интернете о телемосте "Check point 95", приуроченного к открытию фестиваля "Ars Electronica" в Линце.
В дальнейшем Институт технологий искусства, главным образом Олег Филюк на базе Совамтелепорта открывает электронную галерею выставкой Андрея Казанджия "Море Хрона" (открывающиеся файлы цифровой картины "Девятый вал", уплывающие лица утопленниц, салонно сладких девушек дают картину трансформации моря жизни и смерти). Автор сетевой выставки "Сенсорные опыты в дигитальном пространстве" Руслан Рубанский продолжает излюбленную тему обсуждения гиперинтенсивной телесности в мире цифрового перевоплощения.
Симпозиумы, конференции и образовательные программы
1993 - Семинар по видеоискусству в рамках Фестиваля "Новые территории искусства" (Красноярский культурно-исторический центр. При поддержке Министерства культуры РФ)
1994 - Создание 30-часового видеоархива, посвященного российскому медиаискусству (по заказу Министерств культуры осуществил Владимир Могилевский) Серия информационных показов в Художественном Музее Сочи в рамках Фестиваля "Пограничные зоны искусства"
1994 - Форум "В поисках третьей реальности (Дом кино, Москва)
1994-95 - Художественная Лаборатория Новых Медиа
1995 - Симпозиум "NewMediaLogia"
1995 - студия "Кросс-Медиа"
1995 - Форум "В поисках Третьей Реальности" (Санкт-Петербург)
Примечания:
1. Художники, в свое время, так или иначе обращавшиеся к данному виду творчества:
Юрис Лесник, Анна Новикова, Михаил Матус, Александр Сидоров, Вадим Фишкин, Гия Ригвава, Алексей Исаев, Владимир Могилевский, Авдей Тер-Оганьян, Сергей Шутов,Руслан Рубанский,Алексей Зубаржук, Михаил Адианов, Сергей Сидоров, Александр Новиков, Дмитрий Анохин, Дмитирий Федоров, Денис Трусевич, Максим Василенко, Владимир Яшкин,Ольга Комарова, Нина Зарецкая, Сергей Савушкин, Борис Юхананов, Глеб Алейников, Игорь Алейников, Аркадий Лузин, Татьяна Диденко, Александр Шамайский,Алексей Беляев,Арсен Савадов, Георгий Сенченко, Олег Пономарев, Александр Каминник,Татьяна Филлипова, Александр Гнилицкий, Владимир Кромин, Вадим Кошкин, Александр Куприн, Михаил Гнедовский, Леонид Тишков, Андрей Венцлова, Евгений Юфит,Алексей Шульгин, Татьяна Деткина, Аркадий Насонов.
2. Институт технологий искусства поставил себе целью как собирание старого материала, так и создание стимулов к появлению нового. Довольно скоро ИТИ собрал большой архив отечественного видеоарта и видео про художников. Эта архивная программа неоднократно демонстрировалась в профессиональной среде - на семинарах для сотрудников провинциальных музеев в Красноярске (1993), Сочи (1994). Эти показы сыграли свою роль в приобщении музеев к актуальному искусству, ранее практически незнакомому им. Первая акция в Москве - показ видеоработ ИТИ на "Арт-Мифе 3".
3. "Студия эгоцентрический особенностей" (директор - Вадим Кошкин, художник Алексей Исаев и режисер Владимир Кромин) занималась реализацией художественных проектов в области эксперименталь-ного видео, компьютерной анимации, ее участники бредили идеей перевернуть вверх дном региональ-ное и кабельное телевидение, мечтали создать альтернативное вещание - "систему собственого телевидения". Совместно с ведущими музыкантами, театральными группами и московскими художниками они устраили в 1993 году фестиваль, впервые синтезировавший музыку, театр и видео в интерак-тивной импровизации (куратор - Алексей Исаев).
4. Группы и студии, занимавшиеся медиа-артом:
"Студия Эгоцентрических особенностей" , "Институт технологии искусства" , "Север", "Облачная комиссия","Артологический сад", "ПТВ (Петербургское Пиратское Телевидение).
5. В дальнейшем в "Школе" прошли выставки Николая Селиванова, Сергея Шутова, Татьяны Добер и Александра Алексеева, "Мастерской Индивидуальной режиссуры", Вадима Фишкина, в которых присутствовало видео и оптические приспособления.
6. Интересы и деятельность Сергея Шутова распространяются как на исследования возможностей технологий, так и на реализацию чувственно-эстетических проектов, направленных на эмоциональное воздействие на зрителя (аскетичес-кие инсталляции "Терминал TV" - Аниграф 94 или композиции-аттракционы, своеобразные эмоциональ-ные ловушки для зрителей ("Чувственные опыты") вплоть дo живого музыкального сопровождения на компьютере и синтезаторах - восстановленной версии кинематографического бестселлера 20-х годов - "Кабинет доктора Калигари" (блиц-форум "В поисках третьей реальности", Дом Кино). Инсталляция TerminalTV была посвящена моделирова-нию ситуации расширенного восприятия аудио-визуальной информации.Шутов попробовал сконструировать собственную систему интерактивного телевидения - тема наиболее часто эксплуатируемая видеохудожниками различных направлений.
7. ТВ галерея на протяжении последних трех лет постоянно проводит видеопоказы и видеовыставки. Среди них: выставки Гии Ригвавы, Леонида Тишкова, Арсена Савадова и Георгия Сенченко и др.
8. Наверное, в 1991 году еще не было ни одного художника, знавшего и общавшегося с таким количеством структур, занимающихся искусством новых технологий, как Кирилл Преображенский. Совместно с Майком Хентцем они заражали кураторов, критиков и художников различных направлений идеей перейти на язык новых технологий, создать выставку, организацию и т.д. Особенно его привлекает в различных проектах прямой эфир и работа живого оператора, создающего небольшие видеоскейтчи (сотрудничество с "Ван Гог ТВ", "Ars Electronica", кабельными студиями). В 1993 году он провел радиоперформанс с Гиртом Ловинком - медиакуратором из Голландии (результат перформанса в Одессе на тему медиа).
9. Сборник включает 3 части - "Поэзия" (Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский, Лев Рубинштейн), "Акции" ("Коллективные действия", Иосиф Бакштейн, Илья Кабаков, Андрей Монастырский), "Ателье"
(Никита Алексеев, Владимир Наумец, Вадим Захаров, Ирина Нахова, Иван Чуйков, Эрик Булатов, Олег Васильев, Илья Кабаков).
10. Совместно с программой "Экзотика" финскому продюсеру Антону Никкиле и Мике Тааниле удалось выпустить в 1993 году программу "Записки из подполья", включившую работы не только московских, но и провинциальных российских авторов и получившую позже другое название - "The Double - Russian industrial music and low tech videos".
11. Участие работ бывших слушателей Лаборатории в фестивалях - Петербургский Фестиваль "666" (куратор Владимир Захаров), Видеопрограмма из коллекции "Vent d'est"в рамках Les Rencontres Internationales de la Photographie d'Arles , France. Специальная программа WRO media-art festival,Wroclaw, форум "В поисках третьей реальности (Санкт-Петербург).
12. Французская студия Coronado Films, один из сотрудников которой Филипп Эстьенн был преподавателем Лабортории, с 1995 года формирует коллекцию росийского аудиовизуального искусства "Vent d'est"(куратор Жиль Морель), к настоящему моменту насчитывающую 50 работ.