Эрик Клюйтенберг Разбей ящик. Сломай код (2000) Тематика: Медиа-экономика
, Медиа-арт
, Медиа-арт Язык оригинала: русский
В эпоху NASDAQ-мании технология и новые медиа стали главными площадками для демонстрации новых трансформаций негативных диалектов искусства авангарда. Эта традиция вовсе не умерла - просто она переместилась в иную область.
Теперь, после того как скверное all-ready-made обратилось в эстетику, отрицание положительного вошло в область чистой симуляции, цифровой гиперсферы. Инструменты все те же: сатира, перестановка, перетасовка, замена. Здесь нет ничего нового, за исключением того, что интерес сосредоточен не на эстетике, и даже не на отрицании концепции автора, художника или художественной практики как таковой. Напротив, диалекта отрицания, содержащаяся в дигитальном авангарде, бросает вызов не художественным понятиям, а по природе своей символическим понятиям цифрового поля, в котором она действует.
Главное требование сетевого сообщества - полное слияние медиа, цифровой технологии, экономики и политики. Такая логика сообщается доминирующей точке зрения в обществе. Этот факт, с одной стороны, означает конец виртуальному - сфере, которая уже полностью переплелась с «реальным» миром. В то же время любое важное общественное взаимодействие может считаться значительным в зависимости от того, насколько оно «оцифровано».
Практика авангарда больше не нуждается в самоутверждении ради эстетики и искусства - эти понятия уже тщательно разрушены и не подлежат ремонту. Так что теперь авангардисты могут сосредоточиться на новой сфере дигитальной медитации: нарушить внешнюю чистоту цифровой медиа и поток сетевого взаимодействия.
Ниспровержение реальной виртуальности разрушает иллюзию так называемой глобализации, исключающей из процесса 90% населения земного шара. Взламывая замок полупрозрачного ящика потребительской технологии, авангард разрушает слишком преувеличенное мистическое очарование технологиями. Акции падают, но диалектике отрицания дигитальной эры еще только предстоит дойти до конца, когда мыльный пузырь новой экономики наконец-то безвозвратно лопнет.