Вверх и вниз, туда-сюда мы шныряем - хоть куда.
Что полезного найдем, то в суму свою кладем.
Все уомблам пригодится,
Что другим уж не сгодится.
Песенка уомблов, кукол-"пушистиков" из передачи BBC для самых маленьких, выходящей с 1969 г.
На западном рынке угасает потребительская жажда среднего уровня. Было время, когда масса покупателей приобретала продукцию среднего качества, просто потому, что дешевые вещи были слишком плохи, а ассортимент дорогостоящих новинок - не по карману. Тогда дешевые подделки под дизайнерские изделия пользовались огромным спросом. А "блошиные" рынки не только поставляли антиквариат и площадные артефакты, но, напротив, являлись базой для подделок средней руки - в одежде, инструментарии, предметах для отдыха, в чем угодно.
Прошли те времена. Их сменил рынок, который сдвигается в сторону биполярной структуры, где покупатели либо вообще ничего не тратят, приобретая мусор, либо копят деньги для поддержания некоего символа благополучия и обменивают их на качественный товар. Но сейчас нас занимают не две различные группы покупателей, а поведение одного и того же набора предметов. Время бесполезных технических новинок миновало. Беспроволочные наушники, детекторы для слепых, реагирующие на лампочки туалетов, электрические зубные щетки, странные приспособления для массажа, пробковые корпуса коротковолновых радиоприемников - все эти "штучки" когда-то были предметами желания. Сегодня это мусор.
Размышляя над подходами к новейшим медийным экономикам, мы приходим к мнению, что "дармовая экономика", на самом деле, является альтернативной системой, неким вызовом столетнему капитализму. Мы обнаружили, что она устанавливает чуть меньше, чем точный сдвиг, обозначившийся в процессе развития среднестатистического рынка на Западе.
В определенной точке на прямой развития нам пришлось серьезно переосмыслить нашу работу в терминологии "экономики внимания", означающей, что чем больше внимания вы можете привлечь к вашему существованию, тем больше у вас возможностей жить с этого. Незачем говорить, что никто еще не уточнил, как этого можно добиться. Как бы то ни было, нам нужно взять на заметку: концепция "экономики внимания" работала на тех, кто ее изобрел. Таким образом, в ней, вероятно, заключается определенный потенциал.
Но "дармовая экономика" и "экономика внимания" остаются единственными поддающимися оценке теориями, с помощью которых можно успокоить тех, кто уже предпринял попытку заработать на дармовом товаре. С точки зрения экономии (этот термин короче), вы могли бы с таким же успехом выбросить вашу работу в мусорную корзину. Потому что именно этим вы и занимаетесь. Но некоторые умудряются еще и эксплуатировать других, чьим культурным запасом можно легко завладеть силой ради предполагаемых "благих намерений". Возьмите, к примеру, Crash Media. У нас нет постоянных сотрудников. Мы не можем себе этого позволить. Но люди все-таки хотят отдавать свои работы, иногда оттого что не могут нигде их продать, а порой и потому, что готовы делать разработки именно для нас.
Существует еще более экономически жизнеспособный признак - журналистика "по следам", когда работа ведется на одних и тех же сетях и на деле становится источником экономического дохода. Не так давно этот вид журналистики получил название 'digestive journalism' (удобоваримая журналистика) и по своей природе мог бы быть назван скип-журналистикой, по аналогии со скип-артом, использующим все, что попадается под руку.
Не отваживаясь на реальное существование и исследование, случайно собранные факты (изделия), груды электронной почты ежедневно заполняют почтовые ящики и становятся плодородной почвой для создания контента - и его продажи. То, что другие выбрасывают как скопившийся в сети мусор, собирается, облекается в новую форму и превращается в золото. В некоторых случаях это сумасбродство имеет ту же систему, что действия студента, - не копайся он в сети, не наткнулся бы на захоронения университетских сочинений. Однажды сотворенная учащимся в сетевом пространстве письменная работа слишком ценна, чтоб быть использованной лишь раз. Не лучше ли пополнить ею груды on-line мусора, предоставляя таким образом возможность другим подобрать ненужное и создать с его помощью свое собственное творение.
Именно в этом видится сегодня изменение понятия "андерграунд" и концепции "контр-культуры". Первооткрывателями внутренних ресурсов трэша в сфере культурной продукции стали куклы-уомблы. Из "штучек", сделанных "очумелыми ручками", они умудрились выстроить в Уимблдонском парке свою собственную планету, которая помогла им не только остаться полностью свободными от фондовой системы реального мира, но и предложить как товар свое собственное существование на рынке сериалов BBC. С поклоном снимаем шляпу.