Направление:Видео-арт Технология: Аналоговое видео Хронометраж: 8'30''
Авторство этой работы делят между собой художник Д. Гутов и группа молодых арт-активистов из “Общества Радек”. Общество, которое вышло из школы А. Тер-Оганяна и А. Осмоловского и участвовало в их различных проектах (например “Баррикада”), занимается акционизмом в различных формах. Роль Гутова была – создать для хеппенинга, проведенного “Радеком” на московской улице, форму для презентации в другой темпоральности.
Хеппенинг радековцев сводился к тому, чтобы вмешаться в естественный социальный ландшафт, с целью изменения его смысла. На переходах происходит скопление людей, ждущих зеленого света. Достаточно всего пяти человек с транспарантами, которые бы пошли впереди толпы, чтобы превратить переход улицы в демонстрацию. Демонстрация – это уже социальное событие иного толка, сюжет для новостей, “закуска масс-медиа”.
Акция радековцев – провокация против современной реальности, ставшей насквозь “кинематографичной”. Можно сравнить то, что сделали художники с монтажом Кулешова, т.е. настроение и значение обыденного действия изменяется в зависимости от контекста, в которое оно помещается. Визуальная манипулируемость современной реальности, - предмет многочисленных рефлексий современного кино (пример - американский фильм “Козерог 1”). В то же время ею плодотворно пользуются организаторы новейшей авангардной социал-эстетической активности, как, например, германскийм.быть немецкий? театральный режиссер Кристоф Шлигензиф.
Видео оставалось только усилить заложенные в самой акции смыслы и придать ей экранную форму. Гутов использовал приемы крупных планов, замедления, повторы, что придает всему действию дополнительную пафосность. Важную роль играет в структуре работы саундтрек – композиция Pink Floyd из фильма “Zabriskie Point”. Это фактически еще один “эффект Кулешова”, который придает всему произведению смысловую законченность, детерминирует ее историческое время и помещает в традицию левого молодежного движения 60-70-х годов.
Демонстрация - выразительный пример левого видео и в то же время критическая рефлексия о языке новых медиа и их роли в формировании облика современной реальности.