Направление:Видео-арт Технология: Аналоговое видео Хронометраж: 11'20''
Читающая домохозяйка чистит свой дом – она подметает, пылесосит и стирает. Но, по ее мнению, идеальный порядок, который должен быть в доме, достаточно необычен: покрытые пылью тарелки кладутся на книжные полки, заменяя книги, которые отправляются в стиральную машину. Чистота – залог знаний для нее.
М. Чуйкова - художница вышедшая из московской концептуальной традиции (сотрудничество с группой “Медицинская герменевтика”), в последнее время один из активных участников феминистического процесса в искусстве (вместе с О. Зиангировой и Каменецкой).
Читающая домохозяйка – серия акций, подготовленных для фестиваля перформанса в Цюрихе. Съемка была осуществлена там же, а фильм был смонтирован в студии Art via video в Москве. В видео все акции объединены единой сюжетной линией (которую можно резюмировать, как домохозяйка и текст) и в результате чего получилась модернизированная история типа сказки об умной Эльзе братьев Гримм.
Абсурдизм, часто присущий перформансу как жанру, и попытка превращения его в нарратив, что можно охарактеризовать как некий абериутский метод, пожалуй, то, что дистанцирует работу Чуйковой от классической феминистской традиции, наиболее чисто представленного творчеством Ульрики Розенбах. Если немецкая художница, скорее, исследует чисто формальные проблемы, то в работах Чуйковой прослеживается попытка создания мифологической системы для действий ее героини.
Фильм изображает довольно обыденную ситуацию, когда женщина вынуждена функционировать сразу в двух ипостасях – работника культуры и домохозяйки. Символическим объектом конфликта является книга, по отношению к которой строится вся система референции. Абсурдные действия домохозяйки включают текст в обыденную модальность, создают новое измерение для исследования функционирования женского начала в современных условиях, когда его патриархальный статус на уровне бессознательного вступает в конфликт с модернистской ролевой ориентацией, навязываемой обществом культуры.
Данное видео балансирует на грани игрового кино и театра и художественного действия, но такое смешение жанров еще больше развивает конфликт, тематизируемый в перформансах художницы.