Нуль-мерное пространство, или Топологический инвариант книги (1993) Алексей Исаев
Направление:Видео-арт Технология: Аналоговое видео Хронометраж: 15'00''
"Топологический инвариант книги" как проект возник на пересечении ряда практик современного искусства 1980-90-х годов. Это авторская книга (книга как объект), акция, перформанс и видеофильм, монтажная версия основной документации проекта (как жанр видеоарта). Каждая из перечисленных практик имеет жанровые особенности, традиции и стратегию, присущие данному жанру, как в мировом искусстве, так и в России.
Теперь краткий профессиональный анализ представленных практик.
Авторская книга есть выход на новые пространственные формы текста и авангардная стратегия концепции написания-прочтения текста, как первоисточника культуры, независимо от формообразования объекта прочтения. Культурологический феномен интерпретации текста ХХ века (Алексей Крученых, Гийом Аполлинер, Всеволод Некрасов).
Перформанс есть малая форма сценического действия в смыслово декорированном и опредмеченном контексте. В опредмеченной среде перформанс обладает смысловым подтекстом и является традиционной декорацией любого сценического зрелища.
Видеофильм есть форма презентации или репрезентации событий, явлений и объектов, а также любые авторские высказывания, отражающие попытку автора систематизировать с помощью технологии (монтаж) индивидуальное отношение к реальности, а также к творческому и профессиональному контексту.
Совокупность этих практик определяет стратегию contemporary art, как практику масс-медийной активности, из чего и формируется понятие новых технологий в искусстве. Медиатехнологии являются на сегодняшний момент наиболее приоритетными технологиями, которые могут быть экспроприированы искусством, обращенным к широкой аудитории зрителей.
Исходя из этого, выстраивается следующая последовательность:
Текст (message) – действие (action) – образ (image).
Актуальность этой стратегии определяет общие тенденции современного искусства 80-х -90-х годов.
Таким образом, видеофильм "Нуль-мерное пространство, или Топологический инвариант книги" создан на пересечении выше обозначенных практик. (Алексей Исаев)
Алексей Исаев один из первых привлек к созданию видеоперформанса группу движенцев «Сайра Бланш» (Олег Сулейменко, Андрей Дергачев и др.) Работа пытается визуализировать автономную неомифологическую модель, нащупать ее очертания в бездне коллективного бессознательного. Зрителю предлагается пережить электронный сон наяву, чтобы вовлечь в запредельное метафизическое пространство. Это состояние ирреальной модальности достигается с помощью суггестивности электронного языка. Таким образом, проблемы цикличности времени, мифа/текста, умирающего/воскрешающего бога начинают восприниматься на более высоком уровне сознания, в контексте технологического прорыва современности. Работа, по сути, предлагает форму нового художественного синкретизма. В органической нерасчлененности изобразительных средств современного художественного языка создается среда для возникновения новомифологических моделей.