Направление:Видео-арт Технология: Аналоговое видео Хронометраж: 20'09''
Наталья Борисова скорее видеомэйкер, чем представитель арта, что очевидно из ее видео Enjoy!. Работа имеет выраженную экранную форму, это видеофильм. Автор хорошо владеет и использует весь набор изобразительных средств кино, начиная от приемов съемки до методов монтажа. Кроме того, у фильма есть сценарий, и в нем снимались актеры. Стилистически - это экспериментальное, параллельное кино. Работа камерой в этом фильме напоминает нарочито случайную манеру съемки кинематографистов “Ведьм из Блэра”. В то же время очевидно, что автор обращается к жанру художественного перформанса, как к одному из изобразительных приемов.
Сюжет видео: по улице бежит девушка. Это типичная представительница творческой богемы. Она заходит в дом и остается один на один с собой. На экране возникает надпись ENJOY!!! Ее бытие – отправление естественных физиологических актов. Фактически к их изображению видео долго подготавливает. Одна из кульминаций, например, как она писает, снята крупным планом.
Момент художественной рефлексии заключается в том, что, создавая конвенциональное кинопространство, автор с помощью различных образов старается подчеркнуть его амбивалентность. Например, на экране возникает пульсирующее белое пятно, или столбом начинает бить свет из унитаза. С одной стороны – это манипуляция изобразительными средствами, с другой – способ, чтобы выразить внутренний мир героя. Этот прием распространен так же в новом авангардном кино. Например, в фильме “Транспортинг”, изображая сознание наркомана, режиссер вводит в повествование различные сюрреалистические образы.
Так же двусмысленно в этом видео срежиссирована игра актеров. Актерское исполнение в нем похоже на перформанс, который похож на игру. Актриса, изображающая физиологические акты, как бы отсылает нас к известной практике современного искусства (тем более актуальной в московском контексте). Таким образом, в работе Н.Борисовой мы встречаемся с еще одним формальным приемом работы с перформансом в видео.