Революция по кругу/ Монтаж аттракциона (1998) Алексей Исаев
Направление:Видео-арт Технология: Аналоговое видео Хронометраж: 7'00''
Сценарные особенности видеоработы представлены двумя планами. Первый, это попытка дополнить сценарный план "Броненосца "Потемкин", как идеологического архетипа Русской революции, экзистенциальной мотивацией (по Ж. П. Сартру]. Конкретно, это привлечение к действующим героям и персонажам "Броненосца "Потемкин" ключевого, в аспекте "модернизации" драматургии С. Эйзенштейна, персонажа, а именно МУХИ. Этот жужжащий пустяк делает суть революционного конфликта более "древним" т.е. мифологичным. Что, возможно, не важно для кинодраматургии в целом, но важно для меня. Особо хочется отметить уникальность "экранного пространства" фильма С. Эйзенштейна. Это доминирующее (до 90 процентов сцен) движение по кругу, как внутри кадра, так и движение камеры вокруг объекта. Здесь мы переходим ко второму плану видеоработы "Революция по кругу". Это технический и технологический сценарий. Концепция С. Эйзенштейна "Монтаж аттракциона" по сути, является базовой для всей работы "Революция по кругу", но, учитывая технологические особенности фильма (использование трех мерного моделирования], имеет смысл о технологии сказать отдельно. Технология — это "Deus in Machine", а не формальный набор приемов в построении аттракциона или его модели. Это распространяется как на идеологию, так и на реальные формы механического чуда. В фильме "Революция по кругу" ключевые кадры "Броненосца "Потемкин" проходят метаморфозы вместе с моделью "экранного пространства" аттракциона. Логическая схема трансформаций экрана вписывается в ряд от плоскости до "ленты Мебиуса", в то время как метаморфозы идеологии, философии и метафизики аттракциона перетекают отличного к вне личному, от реального к бессознательному и заканчиваются виртуальной моделью балаганного аттракциона. Этот балаганный аттракцион, где ребенок на деревянной лошади скользит вдоль закольцованного экрана, на котором мелькают сцены секса и насилия из компьютерной игры "Дюк" и есть аттракцион под названием "Жизнь". Все эти модели отличаются друг от друга, но объединяет их закольцованный звук мухи, как намек на первопричину рождения аттракциона.
Видеоработа является самостоятельной частью проекта "Монтаж аттракциона" 1996 года г. Роттердам (Общеевропейское биеннале "Манифеста 1") при участии Валерия Подороги.
Видео было создано как составляющая часть проекта "Павильон Эйзенштейна". Инсталляция была представлена на международном биеннале "Манифеста 1" в Роттердаме в 1996 году. Ее тема - авторское творчески-конструктивное переосмысление концепции "монтажа аттракционов" Сергея Эйзенштейна и того, как он реализуется в фильме "Броненосец "Потемкин". (Алексей Исаев)