Серия "Медиаискусство в России".
Издание второе.
Главный редактор серии - Алексей Исаев.
Издание представляет собой первое в России профессиональное исследование на тему развития видеоискусства в России. Антология - это история самоидентификации российского авангарда последних тридцати лет, зафиксированная в формах видеоэксперимента. Видеофильмы, собранные в антологию, представляют стилистические направления, синтезирующие различные практики современного искусства - от радикального акционизма до эстетических опытов с технологией кино- и видеопроизводства. Тщательную селекцию и отбор прошли 64 видеофильма, представляющие антологию. Антология представляет не только самых активных персонажей российского видеоискусства, но и города, регионы и творческие школы.
Выбор авторов и представленных работ осуществлялся в жестких рамках видеоарта (как авторских работ созданных в видеоформате, с обязательным применением монтажных приемов). Видеоарт как проекционное или инсталляционное искусство будет представлено в последующих изданиях.
В издание включены тексты ведущих критиков в области видеоискусства на темы "Видео и текст", "Видео и перформанс", "Видео и ТВ", " Видео и кино", "Видео и масс-медиа", "Видео и звук", описания видеофильмов, а также биографии авторов, библиография, глоссарий и хроника избранных событий в области видеоискусства, над которыми работали сотрудники "МедиаАртЛаб". Консультационная поддержка в работе над глоссарием осуществлялась Центром медиакультуры и искусства ZKM, Германия.
В Медиатеке Центра культуры и искусства "МедиаАртЛаб" находится полная видеосерия произведений, вошедших в "Антологию российского видеоискусства".
Программа "Перформанс и видео в современном русском искусстве"
Программа "На стыке кино и видеоарта. Утопия медленного видео"
Программа "Эстетические и технологические эксперименты в видеоарте"
Программа "Видео и телевещание" (информационный показ)
Программа "Видеоарт и массовая визуальная культура"
Программа "Визуальная музыка"
Программа "Видеоарт и молодежная (клубная) культура"
Антология российского видеоарта.
(границы определения)
Философия культуры предполагает, что авангард есть явление пассионарное. А это значит, что наиболее прогрессивные тенденции в культурной среде и обществе равновелико распределены между гуманитарными и естественными, а также техническими науками и искусством (вами). Рефлексия переходного периода - модернизм, постмодернизм, структурализм, пост-структурализм (порядок и соподчинение в нашем случае не рассматриваются) - закончилась, но как говорят психологи - возможны осложнения. Мы представляем собой совсем не сложный организм "культурного тела", который называется видеоискусством, он же является искусством вне дефиниций, т.е. вне границ и определений. Термин "современное искусство" изящно апроприирован конъюнктурной группой критиков, кураторов и художников. Именно этот круг людей определяет статусность того или иного явления искусства, включая или не включая его в официальный реестр.
Как проходит процесс "каталогизации" объекта искусства? В основном, через профессиональные дискуссии, которые ведутся на страницах художественных журналов критиками и художниками. Важна и адекватная форма презентации объекта искусства на выставочных и галерейных площадках. Некоторые художественные работы и авторы удостаиваются прижизненной музеефикации. Можно и дальше продолжить перечень необходимых формальностей, соблюдение которых обязательно даже для самых
радикально настроенных персонажей. Таким образом, мы подходим к тому, что искусство - институционально. Это значит, что есть писаные и неписаные законы, формирующие актуализацию объекта современного искусства. К их числу, безусловно, относится и медиаискусство, в частности видеоарт, как один из первых опытов работы художника с медиальными средами.
История российского медиаискусства, в нашем случае видеоарта, представляет собой парадоксальный опыт и очевидную интригу. Официально видеоарт в объектах современного российского искусства не значится. Я имею в виду, что нет ни одного профессионального издания, каталогизирующего это заметное явление современной российской культуры при сравнительно многочисленных упоминаниях критиками в
художественных и популярных изданиях и на ТВ. Почему одно из самых модных и популярных направлений современного искусства существующее уже два десятилетия, избегало серьезного внимания профессиональной критики?
Ответ прост. Инструментарий критика современного искусства, а именно актуального искусства, не содержит необходимой методологии и терминологии. Важно отметить, что анализ произведения искусства с точки зрения технологии или "техники", в классическом понимании создания произведения искусства, потеряно школой художественной критики. Слишком большое значение уделялось мотивации художественного произведения и рефлексии искусства на свой социальный и культурный статус. Это в полной мере устраивало ограниченный круг представителей, в первую очередь, московской
художественной сцены. Сформировались доверительные и необременительные отношения между художником и критиком, те самые неписаные правила, суть которых проста - не выходить за рамки производственной, цеховой и корпоративной идеологии. В сложившейся ситуации новые коммуникационные технологии в искусстве: видео, ТВ и интернет заметно осложняли работу критика, т.к. технология и идеология медиакультуры не входит в образовательные дисциплины современного российского искусствознания.
Важно отметить, что "технические" переводы западных, восточно-западных дискуссий на тему медиакультуры на язык российской действительности оторваны от геополитической реальности и поэтому без должной корректировки и адаптации - профанны. В лучшем случае дают представление о противостоянии западного менталитета американской доктрине "информационно-технологической" глобализации.
Определить проблематику и историю медиакультуры в России - цель этого издания. Обращаясь к видеоарту (возможно не с самого древнего медийного вида), мы начинаем анализ современного искусства в медийной среде, иначе в новом информационном пространстве. Это определяет специфику данного издания, т.к. анализ произведения видеоискусства проводится в контексте социальных, технологических и идеологических мутаций именно масс-медийного пространства. Таким образом, концепция антологии
экстравертна и похожа на "Одиссею" Гомера, в которой была предпринята попытка, определить внутреннюю (может быть национально-культурную) сущность через скитания по внешним пространствам.
Именно это позволило нам открыть в пространстве современного искусства новых персонажей, не описанных в зоне contemporary art. Исследуя пограничные медиальные практики как логические структуры мы искали методологию описания видеоарта, как объекта социокультурной среды, актуальность которого заключается в стратегии
художника. Это - стратегия выживания современного искусства и художника в пространстве масс-медиа и новых информационных технологий. Парадоксальность, лежащая в попытке идентифицировать "национальное", а именно это заключено в слове российский, через западный термин "видеоарт" очевидно оправдана, т.к. в нашем случае видеоарт - это технология самоидентификации художника. Вопрос, в какой мере технология "идеологична", требует более серьезного обсуждения, чем мы можем позволить себе в рамках этого издания, но является базовым в его концепции. Точно также как список представленных в антологии имен может быть дополнен, а представленные работы нестрого соответствуют критической оценке специалистов...
Очевидная ценность антологии в попытке предъявить художественной общественности фактологический материал и методологию, на основании которой можно выработать критерии оценки российского видеоарта, в частности, и медиакультуры в целом.
Алексей Исаев.
Издание осуществлено при поддержке Государственного Центра современного искусства
(Москва). "МедиаАртЛаб" выражает особую благодарность Государственному Центру современного искусства (Нижний Новгород), а также Институту "Про Арте" (Санкт-Петербург), АртМедиаЦентру "ТВ Галерея" (Москва), "Художественному журналу" (Москва), Термен-центру (Москва), Центру Кондратьюка (Новосибирск) и др. организациям, помогавшим в сборе материалов для данного издания. И лично Манане Асламазян, Николаю Дмитриеву, Леониду Бажанову, Любови Сапрыкиной, Светлане Островой, Алесе Туркиной, Сергею Шутову.
Над изданием работали:
Алексей Исаев - автор проекта, главный редактор серии
Ольга Шишко - редактор
Составители - Ольга Шишко, Татьяна Горючева, Алексей Исаев, Константин Бохоров, Милена Мусина, Андрей Смирнов, Оксана Саркисян
Координаторы проекта - Ирина Лаврухина, Антонина Титова
Корректор - Зинаида Белолуцкая
"МедиаАртЛаб" благодарит Валентина Бугрика за помощь в работе над видеоверсией
антологии.
Работы, включенные в "Антологию" проходили экспертную оценку специалистов: Кирилл Разлогов, доктор искусствоведческих наук, директор Российского
Института Культурологии;
Виктор Мизиано, куратор, кандидат искусствоведческих наук, главный Редактор
"Художественного журнала";
Нина Зарецкая, кандидат филологических наук, директор АртМедиаЦентра
"TV Галерея";
Ольга Шишко, специалист в области электронных искусств, член Союза кинематографистов РФ, куратор Центра культуры и искусства "МедиаАртЛаб";
Владимир Левашов, кинокритик, куратор событий в области современного искусства.
Интернет версия издания: http://www.danet.ru/, http://mediaforum.danet.ru/.
Дизайн и концепция серии - Центр культуры и искусства "МедиаАртЛаб", Москва
Copyright (c) "МедиаАртЛаб" Москва 2002
Все права сохранены. Название, тексты, биографии и видеоматериалы являются
собственностью Центра культуры и искусства "МедиаАртЛаб", авторского коллектива,
видеоартистов и защищены в соответствии с Актом об авторском праве, проектах и патентах от 1998г. Ни один фрагмент антологии не может быть воспроизведен, каталогизирован или воспроизведен без письменного разрешения авторского коллектива.