Департамент культуры города Москвы
Музейно-выставочное объединение «Манеж»
Музей экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»
Галерея «Триумф»
Открытие выставки: 21 февраля 2014 года, 19:00
Время проведения: 22 февраля 2014 года — 16 марта 2014 года
Место проведения: Центральный выставочный зал «Манеж», Второй этаж, Медиатека Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб», Манежная площадь, дом 1.
Куратор: Роман Минаев
Действие фильма начинается в наши дни, в крупном туристическом поволжском городе. Молодая столичная художница Дина Караман, работающая на стыке видеоарта и кино, приезжает туда с целью посещения местного музея (некогда — главного идеологического музея СССР), где она планирует снимать материал для своего нового проекта. Но музей в этот день оказывается закрыт, и художница решает посетить другую городскую достопримечательность — детскую библиотеку. Там она становится невольным свидетелем реализации проекта «Крепкая семья». В ходе рутинного ознакомления с правилами пользования библиотекой дети оказываются включены в инсценированное действие, призванное привить им любовь к семье, частной собственности и государству.
Вторую сюжетную линию фильма составляют отношения между советской идеологией и писателем Александром Грином: его книгу «Алые Паруса» художница находит в читальном зале и приводит в качестве универсального примера воспитательного пособия, которое используется на следующем этапе знакомства детей с библиотекой. Бывший революционер, Грин был, тем не менее, человеком, для которого светлое будущее не наступило со свершениями Революции: поиск этого будущего стал программой всей его жизни, воплотившись в мечтах о сказочных странах и благородных людях. В советской печати позиция писателя регулярно подвергалась критике как идеализация действительности, чуждая пролетарской культуре.
Дина Караман конструирует свое повествование таким образом, что зритель, повторяя ее путь, физически перемещается по выставочному пространству в лабиринте эпох и смыслов. Художница аккуратно описывает траекторию возможного развития исторического конфликта искусства и власти, который разыгрывается между интеллектуальным, критическим и рациональным с одной стороны, и субъективным, эмоциональным и трансцендентным — с другой. Видео лунного пейзажа, которое художница находит в своем архиве, приобретает символическое значение в тот момент, когда художественный жест в силу своих формальных свойств уже не может рассматриваться как способный или неспособный вписаться в определенные идеологические рамки в условиях индустрии сознания, а в лучшем случае указывает на начало пути.
Дина Караман работает с кино, видео, инсталляцией и звуком. Родилась в 1986 г. в Санкт-Петербурге. В настоящее время живет и работается в Москве.
В 2003 закончила художественную школу имени Кустодиева. С 2003 по 2009 г. изучала средовой дизайн в Институте декоративно-прикладного искусства. В 2011 году поступила в Институт Проблем Современного Искусства и принимала участие в образовательной программе MediaArtLab. В 2012 году продолжила обучение на кинорежиссерском факультете в Московской Школе Нового Кино.
В 2012 году Дина Караман получила грант Фонда Виктория V-A-C в резиденцию UNIDEE в Cittadellarte-Fondazione Pistoletto, Бьелла, Италия.
Выставки:
2013:
— Пятая Московская Биеннале Современного Искусства, Кинопрограмма,
ЦВЗ Манеж, Москва, Россия
— XIII Медиа Форум 35го Московского Международного Кинофестиваля,
MOMMA, Москва, Россия
2012:
— Unidee in progress, Бьелла, Италия
— Memory and Place Disclosed, FRAC, Cittadellarte-Fondazione Pistoletto, Бьелла, Италия
— Навстречу неизвестному, Центральный Дом Художника (ЦДХ), Москва, Россия
— XII Медиа Форум 35го Московского Международного Кинофестиваля,
Фонд Культуры Екатерина, Москва, Россия
— На свежем воздухе, ArtPlay выставочный центр, Москва, Россия