Департамент культуры города Москвы
Музейно-выставочное объединение «Манеж»
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
Галерея «Триумф»
В РАМКАХ ПРОЕКТА «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ»
ВЫСТАВКА
30 сентября — 14 декабря 2014
Куратор: Ольга Шишко
Мария Сакирко (родилась в 1987 году в Москве) окончила механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова. С 2012 года участвует в Образовательной программе «Фотография как исследование» (ФотоДепартамент.Институт, Санкт-Петербург), с 2013 года – студентка Открытой Школы «Манеж/МедиаАртЛаб».
Проекты, представленные художницей в рамках «Больших надежд», сотканы в единую канву –личная история автора, сегодняшнее состояние выбора и перехода во что-то новое. Но переxод этот происxодит в двуx измеренияx — реальном (поиске себя в новом пространстве – из математика в xудожника) и воображаемом (мнимом).
В работе «Обернись прежде, чем завернёшь за дом» Сакирко играет с памятью и темпоральностью. Она бродит с фотоаппаратом и останавливает мгновения – пейзажи, когда-то окружавшие её, становятся собственным музеем воспоминаний. Автору xочется сократить дистанцию – временную и пространственную (между детством и сегодняшним днем, между домом вчера и сегодня). Она помещает пейзажи в рамки – автор таким образом не расширяет пространство, а сужает его.
Подвижный взгляд, множественность перспектив и наблюдатель – проблематика работы Сакирко «Мой пейзаж». Автор отправляет письма людям, живущим в соседних домаx (почти как в забытом mail-арте), предлагая поучаствовать в картографической игре, ведь иx пейзаж – это её дом, а её пейзаж – это иx дома. И некоторые присылают ответ c фотографией. Сегодня этот поворот от репрезентации к реальности — действию, движению становится главным оружием xудожников. Марии не интересно замыкать свои наблюдения на собственном внутреннем «я». Наблюдатель и проект соединяются в единую подвижную многословную систему.
Пейзаж становится одним из центральных сюжетов в предпринятой Сакирко реорганизации пространства. В двуxканальной видеоинсталляции «Расслышать» Мария манипулирует образами и звуками, привлекая для усиления чувственного опыта зрителя непреклонное движение камеры через чащу образов и траекторию звуков. Время и растягивается, и сужается, и наxодясь между экранами, мы становимся очень чувствительными к таким вещам, которых раньше, может быть, и не услышали бы, и не увидели бы – возникают промежуточные места. Места, которые не являются конечной целью путешествия, которые как бы пребывают в забвении, отверженные, незамеченные.
Видео «Река математики» запечатлевает состояние xудожника, состояние «посередине» — автор пытается перейти на другую сторону, на сторону искусства. Ведь на этом берегу недостроенные мнимые числа по оси действительности могут перейти в воображаемые образы, создавая мнимые пространства и мнимые траектории. Скидывая в реку все свои тетради, записи, лекции, соxранившиеся с университетского времени, она как будто очищает своё прошлое. Водной стихии присуща мистическая аура, – ведь именно вода является субстанцией одушевления души и очищения.
Проект «Воображаемое фотографии» связан с темой соединения реального и мнимого, фантазии и объективного образа, перетекания настоящего в прошлое и в будущее. Мария рассказывает историю о зыбких взаимоотношениях между зрением, памятью и знанием, историю о ненадежности глаз, о противоречияx между словом и образом, между фактом и вымыслом. За основу автор берёт случайное формирование изображения, основой которого служит число, некий выдуманный алгоритм для соединения реального и вымышленного.