EN / RU

О МедиаАртЛаб

О МедиаАртЛаб
Новости
Партнеры
Мобильное кино на Дворцовой площади
Музей экранной культуры
Открытая школа Манеж/МедиаАртЛаб
Выставочные проекты
Образователь­ные проекты
Издания
Архивные проекты 1999—2011
Фотогалерея
Пресса

О МедиаАртЛаб

Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» создан в Москве в 1999 году и является первой институцией, которая начала заниматься медиа искусством в России.

Центр «МедиаАртЛаб» занимается разработкой международных междисциплинарных образовательных проектов, а также организацией мероприятий, призванных демонстрировать как новейшие методы и идеи в использовании потенциала новых технологий, так и отдельные этапы и тенденции апроприации медиа в культуре.

За годы своего существования центр реализовал множество проектов, среди которых: «Медиа Форум» Московского Международного Кинофестиваля, симпозиум «Про&Контра», образовательная программа «Проекции Авангарда», Открытая школа «Манеж/МедиаАртЛаб», проект по продвижению молодых российских художников «Большие надежды» и многие другие.

 

http://www.mediaartlab.ru//

Новости

Партнеры

Партнеры 

              

                  

            

             

 


 

                 

               

                  

          

                      

 


Техническая поддержка

Дизайн сайтов, поддержка сайтов       

Мобильное кино на Дворцовой площади

Мобильное кино/Mobile cinema: urban screen


21—25 июня, 2012

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь
Совместно с ОАО "Ростелеком"

С 21 по 25 июня 2012 в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади было построено уникальное сооружение - передвижной стеклянный павильон, который днем работал в режиме информационного центра, а по вечерам превращался в арт-объект, на стены которого проецировались работы российских и зарубежных медиа и видео художников. Художники-участники программы: Франсуа Фогель, Тони Хилл, Илья Коробков, Пол Клипсон, Эрик Олофсен, Перри Бард, Галина Шевченко, Арев Манукян, Роман Мокров, Нина Куртела, Роберт Арнольд, Крис Окли, Ивен Сибенс.


Франсуа Фогель 

Искусственный потолок
1999, 5'30 "

В ночь с полной луной семейная пара не может уснуть. Ряд происшествий в их доме побудил их отправиться в странное путешествие поездку на Луну. Было ли оно реальным? Ответить может только зритель. 

Франсуа Фогель — французский фотограф и кинорежиссер, родился 1971 году. До 1993 года изучал видео на Факультете изящных искусств в Высшей национальной школе декоративного искусства (ENSAD), одновременно посещал курсы прикладного программирования в Национальной консерватории искусств и ремесел. В 1994-95 работал редактором и аниматором мультфильмов для Fearless Studio, Париж. В 1995-96 учился в Atelier d'Images et d'Informatique de l'ENSAD, стал специалистом по 2D и 3D анимации в Mikros image (Париж) в 1996 году. Начал работать с видео как художник в 1991 году, постепенно его работы превратились в эксперименты по пересечению границы между видео, анимацией и фотографии.


Илья Коробков

К радости
2009, 5’50”

Художник проводит параллель между семидесятилетней борьбой советских людей за новый справедливый мир, в котором все люди - братья, и новой объединенной Европой - сообществом ответственных граждан, создающих, преумножающих и распространяющих общечеловеческие ценности. Не случайно гимном объединенной Европы была выбрана «Ода к радости» – фрагмент Девятой симфонии Бетховена, вдохновленный одноименным произведением  Фридриха Шиллера, прославляющим братство и единение людей. 

Илья Коробков (р. 1970) — видеохудожник, независимый журналист и преподаватель в Московской Школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. Один из основателей группы видеохудожников VIDIOT, продюсер выпуска независимого периодического видеожурнала с одноименным именем. Живет и работает в Москве.


Тони Хилл

Краткая история колеса
1992, 1’00” 

Упражнения в визуальной относительности в виде путешествия во времени и пространстве вместе с колесом. История начинается с примитивной телеги и далее движется через времена использования лошадей и век машин к последним новинкам колесного транспорта — велосипедам.

Тони Хилл родился в Лондоне в 1946 году. Изучал архитектуру и скульптуру. Преподавал с 1982 до 2002 года в Университете Дерби.  С 2004 года становится профессором кино и преподает в Плимутском колледж искусств. Делает экспериментальные короткометражные фильмы, которые находятся где-то между скульптурой и кино. Также работает в жанре инсталяции, фотографии и звука. Победитель Deutscher Videokunstpreis 1993 и получил приз зрительских симпатий в Chateauroux за фильм "Краткая история колеса». Видео также было показано в Германии, Финляндии, Голландии, Австралии, Франции, Испании и Великобритании и участвовало в раде фестивалей по всему миру.


Перри Бард

Человек с кинокамерой: ремейк глобального масштаба
66’00”

Проект, существующий одновременно в сети (dziga.perrybard.net) и в общественных пространствах, приглашает зрителя принять участие в коллажированном воспроизведении фильма, принадлежащего мировому культурному наследию. Каждая работа становится частью всеобщего мирового монтажа, то что сам Вертов назвал бы "декодированием жизни как она есть".

Перри Бард — американская художница, работает с электронными медиа. Ее публичные видеоинсталляции всегда вписаны в контекст и культурную историю пространства, зачастую нацелены на вовлечение в процесс местных сообществ. Ее работы демонстрировались по всему миру: МОМА, Биеннале в Сан-Пауло, VideoBrasil, 25th Viper (Швейцария) и другие. Живет и работает в Нью-Йорке.


Галина Шевченко

Танцы с Мондрианом
Совместная работа со Спенсером Бейкером
2006, 4’44’’

Геометрия и плоть, изгибы мускулов и совершенные прямоугольники сталкиваются и растворяются в этом бесконечном дразнящем танце. Эхо современности и следы классики прошлого сосуществуют и питают друг друга движениями и объемами, линиями и тенями, эмоциями и жестами.

Галина Шевченко родилась в Москве в 1972 году. Живет и работает в Чикаго с 1993. Художница, виджей, работает в жанре видео-арта. Работы Галины демонстрировались на множестве площадок национального и международного уровня, в том числе на международных ярмарках искусства в Майами и Чикаго, Музее современного искусства Чикаго, Director’s Lounge Video Festival в Берлине, кинофестиваль Red Shift в Нью-Йорке, Motion Graphics Festival в Чикаго, Медиа Форум Московского международного кинофестиваля, где ее работа заняла второе место в 2007 году.


Арев Манукян

Бессонная ночь
2009, 4’41”
Художник исследует мгновение встречи двух незнакомцев, выявляя момент возникновения между ними краткой связи в гипер реальной фантазии.

Выросший в семье художников и инженеров в Монреале, Арев Манукян с легкостью манипулирует искусством и технологиями. Учился на кинорежиссера в Торонто, работал в области музыкального видео, был режиссером интерактивных рекламных роликов для Mazda, Axe, Wrigley Gum, 20th Century Fox  и NFL. Снял рекламу для Nokia "The Passenger", ставшую финалистом на Cannes Cyber Lions and One Show.


Роман Мокров

Бесконечная история
2011, 6’44”

Каждый день в Москву с разными целями приезжают тысячи людей. Зачастую поездка в Москву для этих людей – это путь к счастью. Или в поисках счастья. Но многие из тех, кто добираются до города на электричках, из-за высоких цен не могут позволить себе купить билет и вынуждены искать пути обхода контролеров, например, дыры в заборе. Они бесконечно пропускают сквозь себя меланхоличный поток людей, не задумывающихся о проблеме и объединенных лишь одной целью – добраться до столицы. 

Роман Мокров родился в 1986 в г. Электроугли, Россия. Закончил Школу современного искусства «Свободные мастерские» при ММСИ и Институт проблем современного искусства (ICA Moscow). В 2012 году с работой «Бесконечная история» вошел в число финалистов и получил специальную премию всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» и специальное упоминание жюри международного фестиваля видеоарта «СЕЙЧАС&ПОТОМ’12», ММСИ.  В 2012 состоялась персональная выставка художника в Московском музее современного искусства. Также участвовал в ряде групповых выставок в ГЦСИ, ЦДХ, ММСИ и др.


Нина Куртела

Трансформанс
Продолжительный перформанс 22.02.2010 – 07.08. 2010
2010, 8'15”

Документация перформанса, длившегося шесть месяцев в помещении, которое за это время было перестроено из склада в танцевальный центр в Веддинге, Берлин. Для создания видео ежедневно делалось порядка 200 фотографий художницы, находящейся в центре строящейся сцены в процессе монтажных работ.

Нина Куртела родилась в Загребе, Хорватия (ранее Югославия). Живет и работает в Загребе и Берлине. Работает на стыке визуальных искусств, видео, перформанса, современного танца и хореографии.


Крис Окли

Каталог 
2004, 5’30”

«Каталог» является символической представлением логики автоматизированной системы исследования рынка, которая используя широкий спектр данных классифицирует людей для того, чтобы оценить их потребности и покупательную способность. Каждый вводится в базу данных, в которой исходя из своего образа жизни он попадает под определенную категорию, и таким образом определяется его место в системе.

Крис Окли живет и работает в Великобритании. Бакалавр искусств в новых медиа. С 2003 года работает как художник и выставляется в Европе и по всему миру. Среди его наиболее значительных достижений — выставка в МОКА (Лос-Анджелес) и инсталляция на Трансмедиале’05 в Берлине.


Пол Клипсон

Свет с Месы
2010, 6’00”

Фильм снят на пленку формата Super 8, состоит в значительной части из импровизации. Художник создает изображения-иллюзии, демонстрирует музыкально-поэтическое произведение, гипнотизируя и завораживая зрителя. Так слепой симбиоз звука и образа образует единство с собравшейся публикой, которая рассматривается в качестве свидетеля.

Пол Клипсон — режиссёр и художник экспериментального кино, снимающий на камеру Super8. Его работы обычно включают в себя проецируемую инсталляцию, а также совместные перформансы с использованием звука, зачастую импровизационные. Живет и работает в Сан-Франциско.


Роберт Арнольд

 

Морфология желания
1998, 5’45”

Анимационное исследование того, как романтическая любовь представлена в поп культуре  на обложках дешевых журналов и любовных романов.

Роберт Арнольд родился в 1954 году в Нью-Джерси, США. Живет и работает в Бостоне, где преподает в Бостонском Университете. Получил степень бакалавра изящных искусств по специальности Скульптура в Университета штата Иллинойс в 1977 году, степень магистра в Университете штата Айова в 1980 году и PhD в исследовании кино в Университете штата Айова в 1994 году. Его произведения показывались по всему миру и завоевали множество наград, в том числе лучший анимационный/эксперимент фильм на Бостонском Фестивале Андеграундного Кино (2002), Гран-при на Международном Видео и Мультимедиа фестивале во Франции (2000), лучший экспериментальный фильм Международного фестиваля короткометражных фильмов в Уппсала, Швеция (1999).


Эрик Олофсен

Места 
2004. 4’ 30’’

Человек прыгает с неба, но остается цел и невредим. Городские строения из пены смягчают его падение.

Эрик Олофсен родился в 1970 году в Нидерландах. Работает в различных жанрах, среди которых скульптура, видео, фотография и звук. Эрик окончил Академию Rietveld в 1998 году и был художником в резиденции Rijks Академии в Амстердаме, IASPIS в Стокгольме, Chambre Blanche в Квебеке, Arte в Бильбао и CEAC в Сямэнь. Его работы были показаны на международных площадках, таких как музей GEM в Гааге, во Дворце изящных искусств в Брюсселе, Биеннале в Тарине, Художественном музее ARoS в Орхусе, KulturBahnhof в Касселе. Он получил несколько наград, включая престижную голландскую Dutch Prix de Rome за скульптуру/инсталляцию в 2003 году, Золотой Куб за лучший монтаж на Kasseler Documentarfilm und Videofest в 2007 году, Vida 08 в Испании и международный приз Fundacion Telefonica в 2005 году.


Ивен Сибенс

Магритт
2003, 10’00’’

Одинокий мужчина в пальто и котелке танцует на пустынном морском берегу, на холме и на улице среди людей. В проекте используются сюрреалистические техники и магриттовский образ человека. Привычные предметы: яблоко, зонтик, трубка – парят в воздухе вокруг танцора вместе с цитатами из работы Мишеля Фуко «Ceci n'est pas une pipe». А сам танцор, все еще в магриттовском образе человека, объясняет разницу между знаком и означаемым, танцем и танцором.

Ивен Сибенс родилась в Канаде. Специализируется на создании видеоработ связанных с движением и танцем. Ее короткометражные фильмы, документальные фильмы и медиа-инсталляции были показаны на множестве площадок, среди которых Eyebeam, Центр Помпиду, МОМА, Hammer Museum, Линкольн-центр. Бывшая танцовщица Национального балета Канады и балета Бонн в Германии, окончила Нью-Йоркский Университет. В настоящее время живет и работает в Ванкувере, стала со-куратором художественного направления работы центра ContainR. Недавно в лондонской галерее HotShoe прошла экспозиция ее работ совместно с Keith H Doyle. 

Музей экранной культуры

Музей экранной культуры «МедиаАртЛаб»

Организаторы: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», ЦВЗ «Манеж»
Открытие: 29 ноября
ЦВЗ «Манеж» (Москва, Манежная площадь, 1) цокольный этаж

Центр «МедиаАртЛаб» существует уже более 12 лет и является первой российской институцией, которая начала заниматься медиа искусством в России. За годы своего существования центр реализовал множество мероприятий: Медиа Форум ММКФ (фестиваль в фестивале, крупнейший смотр мирового видео и медиаискусства, в рамках которого ежегодно проводятся масштабные выставки в партнерстве с различными московскими площадками), симпозиум «Про&Контра», междисциплинарный образовательный проект «НонСтопМедиа» и многие другие проекты.

Наконец, Центр обретает свое собственное выставочное пространство, а самое главное — открывает доступ к своей Медиатеке — крупнейшему архиву по медиа культуре, который формировался со времени создания организации в 1999 году. В архиве центра более 2000 единиц хранения: от работ пионеров медиаискусства до новейшего видеоарта, а также архивная документация, работы на аутентичных носителях и много другое.

Новый Музей станет платформой для проведения экспериментальных выставок, показов, мультимедийных перформансов, воркшопов, лекций и конференций — своего рода интерактивной лабораторией, которая позволит не только представить основные этапы истории медиаискусства, но станет также оживленным центром образования и творчества.

Но деятельность Музея не будет замыкаться только в пространстве Манежа — в планах запуск большого регионального образовательного проекта совместно с ведущими российскими университетами, создание передвижных мобильных выставочных проектов, а также экспансия в городские пространства в рамках проектов «Медиафасады» и «Мобильное кино».

Кроме того, в рамках деятельности Музея планируется проведение крупных выставочных проектов российских и западных художников в большом пространстве Манежа. Среди ближайших планов — экспозиция в рамках Медиа Форума ММКФ, посвященная управляемому кино и монтажу, мультимедийное шоу Питера Гринуэя по мотивам золотого века русского и нидерландского искусства, выставку Збигнева Рыбчинского и многое другое.

Основные подразделения Музея экранной культуры «МедиаАртЛаб»:

  • Медиа Галерея с различными по функционалу пространствами и доступом к архиву «МедиаАртЛаб»
  • Образовательные программы с лабораториями, воркшопами, лекциями, конференциями
  • Выставочное пространство с постоянно меняющейся экспозицией — площадка для презентации актуальных тематических проектов в области медиаискусства

 

Из истории проекта

Музей экранной культуры — результат долгой активной работы Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Коллекция произведений медиаискусства формировалась в течение более десяти лет в рамках одного из приоритетных направления деятельности центра — создания аудиовизуального архива по медиакультуре, комплектации и музеефикации той части современного искусства, которая связана с новейшими технологиями (видеоарт, сетевое искусство, sound art, software art,CD-ROM art, интерактивное искусство).

Деятельность «МедиаАртЛаб» с самого начала была направлена на популяризацию современного искусства, создание культурного контекста и обеспечение открытого доступа к наследию медиакультуры нашего времени, теоретическим и критическим текстам о ней. Первым начинанием по созданию профессионально аннотированной коллекции медиа искусства публичного доступа была МЕДИАТЕКА в 2000 г. В ее состав входили работы как российских, так европейских и американских художников, в том числе пионеров видео-арта. Это тексты, коллекция видео-арта (от 60-х годов до нашего времени), коллекция CD-ROM-art(a) и работы сетевого искусства — всего более 2000 объектов.

Развивая это направление «МедАртЛаб» воплотил в жизнь ряд выставочных и образовательных проектов как в России, так и за рубежом. Среди них: ежегодный фестиваль «Медиа Форум» ММКФ; международный междисциплинарный симпозиум Pro&Contra; сетевой региональный проект «NonStopMedia», образовательный проект «Полиэкран» (совместно с ГЦСИ, Нижний Новгород); дистанционный курс «Медиа культура/Современное искусство» (создан для МВШСЭН, факультет культурного менеджмента), а также множество семинаров, показов, обсуждений и дискуссий.

Концептуально Музей экранной культуры был представлен впервые в 2007 г. в рамках Параллельной программы 2 Московской Биеннале Современного искусства. МедиаАртЛаб провел проект «Виртуальный театр Медиа Музея» в Театре Наций. В течение двух вечеров посетители знакомились с подборкой фильмов, отражающих процесс развития и перехода медиатехнологий от театра к кино и обратно в театр; современными пластическими спектаклями, соединяющими танец и медиаконтекст; перформансами, в которых медиа низводится до роли вспомогательного реквизита и препарируется с помощью зрелищных художественных стратегий. Также в рамках проекта была проведена выставка «Виртуальный театр, технология и художник».

В 2008 году был сделан следующий шаг к воплощению идеи создания музея — при поддержке грантового конкурса музейных проектов Фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в рамках фестиваля «Коллекции» ГЦСИ была проведена масштабная выставка на площадке «Проекта Фабрика». Выставочный проект «Медиа Музей» не только презентовал основные направления и состав своей коллекции, но и заложил основные направления будущей деятельности. Медиа Музей на выставке был представлен как мобильный тип художественной институции, своего рода интерактивная лаборатория, которая дает возможность опытным и экспериментальным путем постигать основы медиавселенной и медиакультуры, разрабатывать и формировать философские концепции, выраженные в образах материального мира.

Также в рамках проекта был издан каталог «МЕДИАМУЗЕЙ», представляющий собрание произведений медиаискусства в сопровождении авторских текстов специалистов «МедиаАртЛаб». Полная электронная версия каталога доступна на сайте www.mediamuseum.ru. Кроме того на сайте выложены дополнительные тексты по медиакультуре, описания работ, 3D реконструкции ключевых для истории медиаискусства работ, информация о сетевых проектах и т.д.

Открытая школа Манеж/МедиаАртЛаб

Открытая школа МедиаАртЛаб


При поддержке: 

 


Открытая школа МедиаАртЛаб 
— это инновационный для России проект по подготовке новой генерации современных художников и кураторов. Обучение основывается на междисциплинарном подходе и носит практический, исследовательский характер.

Открытая школа Манеж/ МедиаАртЛаб представляет своего рода лабораторию, подвижную структуру, в рамках которой будет организована интенсивная теоретическая и практическая работа с актуальными идеями, проблемами и проектами в области современной медиакультуры. Основными направлениями образовательной и исследовательской деятельности являются современные визуальные, перформативные, аудио практики, а также проекты на стыке науки и искусства

Реализация проектов с их последующей интервенцией в городскую среду, проникновением в массмедиа и Интернет, включением в выставочные проекты МедиаАртЛаб и других российских и зарубежных институций, является важнейшей частью обучения.

Мы заинтересованы в последующем долгосрочном сотрудничестве с нашими выпускниками, в выдвижении их работ на конкурсные программы международных фестивалей, создании совместных проектов и включении лучших работ в архив Музея. 


Тема 2013–2015: «Визуальный эксперимент»

Открытая школа Манеж/ МедиаАртЛаб 2013-2015 года была совмесным проектом МедиаАртЛаб и МВО "Манеж". Первый курс Школы был посвящен теме движущегося образа и новой визуальности. В область изучения попал широкий круг вопросов, связанных с новой визуальностью и современными медиа. Курс строился на основе четырех тематических направлений:

  1. Теории и практики современного искусства (введение в проблемы современного искусства)
  2. Новый визуальный образ в современной культуре и массмедиа (от опытов пионеров видео-арта 60х гг. до современных интернет проектов, анимации, технологий дополненной реальности и т.д.)
  3. Видео и кино (их взаимодеиствие и взаимовлияние)
  4. Медиаискусство и социальные практики (выход за рамки выставочных пространств, паблик-арт и проекты на стыке с урбанистикой)

Обучение в Открытой школе состояло из трех блоков:

  1. Теоретический блок
    Знакомство с языком современной визуальной культуры, формирование критического взгляда на основе анализа и обсуждения теории, философии и истории медиа.
  2. Практический блок
    Насыщенная программа мастерских и разовых мастер-классов ведущих российских и зарубежных художников, режиссеров и кураторов, которая даёт возможность студентам приобрести спектр навыков, необходимых в дальнейшей реализации собственных проектов.
  3. Реализация проектов
    Участники на основе полученных за время обучения знаний и навыков сами выберают тему, поле деятельности, материалы, медиум, которые помогают им выразить свои идеи. За время обучения было проведено ряд однодневных и две большие выставки: «Постиджитал. Разные границы» и выпускная выставка «Помехи в порядке вещей». 

Выставочные проекты

Медиа-проект “Погружения в будущее”
31 Октября — 2 Ноября, 2013
Крокус Экспо
в рамках Форума «Открытые инновации»

Организаторы события: Музейно-выставочное объединение «Манеж», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Музей экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»

Куратор: Ольга Шишко (арт- критик, куратор, директор и основатель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб, арт-директор Медиа Форума ММКФ, директор Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»)

Продюсер: Елена Румянцева (программный директор Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» и Медиа Форума ММКФ)

Архитектор: Дина Караман

Участники: Куда Бегут Собаки (Россия), Дмитрий Каварга (Россия), Сергей Катран (Россия), Александра Дементьева (Россия-Бельгия), Борис Дебакер (Нидерланды-Бельгия), Елена Губанова и Иван Говорков (Россия), Юрий Анкарани (Италия), Владимир Потапов (Россия), Дмитрий Булатов и Алексей Чебыкин (Россия), ABC (Россия).

Далее...

Другие выставки →

Образователь­ные проекты

Издания

Архивные проекты 1999—2011

Архивные проекты МедиаАртЛаб

Музейные проекты

Музеям и частным галереям «МедиаАртЛаб» предлагает новые формы презентации и подачи информации, в том числе визуальной и текстовой: 

1) Создание интерактивных мультимедийных экспозиций, отвечающих на вопрос XXI века: «Каким должен быть современный музей?»; 

2) Проектирование и реализация виртуального музея внутри музея. Использование высоких технологий для создания виртуальных эмоциональных и игровых зон, которые сегодня так привлекают зрителя; 

3) Решение проблем популяризации и образования в области искусства новых технологий на различных площадках музейного сообщества, а также демонстрация новейших достижений в области медиаискусства. 

Подробнее >>


Выставочные проекты

Одно из приоритетных направлений деятельности «МедиаАртЛаб» — создание профессиональных партнерских отношений по направлениям «Запад–Россия–Регионы» в сфере популяризации и развития новых форм экранных технологий. 

«МедиаАртЛаб» последовательно реализует программу формирования профессионального ресурсного центра и информационной базы, имея при этом все основания в будущем на расширение территории партнеров, заинтересованных в создании собственных аудиовизуальных архивов медиаискусства для публичных показов и в образовательных целях.

Подробнее >>


Фестиваль «Кактус Медиа-арта»

Мультимедийный фестиваль «Кактус Медиа-арта» проходил в Норильске в рамках образовательного проекта NonStopMedia.

На фестивале были показаны видеопрограммы: «Движущиеся образы» (программа отражает развитие современного видеоарта и представляет широкий спектр его новейших тенденций, художественных приемов и технологий), «Лучшие мультимедиа фестивали мира» (лучшие работы - призеры последних лет крупнейших мультимедийных фестивалей Европы, США, России, Австралии, Гонконга, Японии), «Антология российского видео-арта» (история российского авангарда последних тридцати лет, зафиксированная в формах видеоэксперимента. В программу вошли видеоработы, отражающие различную тематику: «Видео и текст», «Видео и перформанс», «Видео и ТВ», «Видео и кино», «Видео и масс-медиа», «Видео и звук»).


Форум «Полиэкран-2»

Форум «Полиэкран 2002» завершил масштабный просветительский проект - 52 мероприятия, которые в течение года проходили в Нижнем Новгороде, Йошкар-Оле, Ижевске и Кирове и знакомили региональную публику с новейшими тенденциями в современном визуальном искусстве. Рабочие секции Форума - «Современное искусство и новые технологии», «Медиа-искусство в музейной среде», «Современная культура и масс-медиа» - состояли из теоретических выступлений и дискуссий для специалистов, презентаций художественных проектов, коллекций медиа-центров и музеев, участвующих в Форуме. 

В рамках форума зрителям были представлены эксперименты французских и российских киноавангардистов 1920-30 г.г. Фернана Леже, Луиса Бунюэля, Марселя Дюшана, Дзиги Вертова, Сергея Эйзенштейна; шедевры пионеров видеоискусства Марины Абрамович, Билла Виолы, Гарри Хилла, Герри Шума, видеоработы иранской художницы Ширин Нешат. 

Подробнее >>


«Полиэкран»

Первая широкомасштабная акция популяризации мирового и российского видеоарта 1960-2001 годов в российских регионах. Главная цель проекта - объективно и максимально полно представить историю западного и российского видеоарта искусства для специалистов в области искусства и культуры, а также для широкой публики. 

В рамках программы проведено 8 образовательных циклов с видеопоказами на площадках партнеров.

Подробнее >>


Симпозиум Pro&Contra

Первый международный междисциплинарный симпозиум Pro&Contra - MachineMachy. Цель проекта - интеграция российского научного, теоретического, художественного и институционального опыта в мировое сообщество через интернет. 
Во время симпозиума проводились: конференция, открытые дискуссии, круглые столы, презентация художественных проектов, мастер-классы специалистов, выставки, кино- и видеопоказы, клубные вечеринки. В четырехдневных тематических дискуссиях в РГГУ приняли участие известнейшие теоретики, общественные деятели, политологи, журналисты, искусствоведы, кураторы, художники из США, Европы, Москвы, Петербурга и российских регионов. 

http://procontra.mediaartlab.ru/


Фестиваль Trash-Art

Экспериментальная задача фестиваля Trash-Аrt - в поиске альтернативных форм искусства. В этом контексте trash не является негативным определением реальной ситуации в искусстве, а выражает оптимизм и уверенность, что не все его ресурсы исследованы. Фестиваль апеллирует ко всей художественной ситуации. Открытая структура проекта давала возможность возможность выдвинуть работы для участия в фестивале и обсудить их в дискуссионном поле.


NewMediaLogia/NewMediaTopia

Международный симпозиум и выставка. Тема: «Художник в мире новых технологий. Пути и результаты взаимодействия». 

По результатам симпозиума был выпущен каталог NewMediaTopia/Logia - первое в России профессиональное англо-русское издание, вобравшее в себя теоретический и практический опыт дискуссии на тему истории и развития искусства новых технологий в России. 


Фестиваль Да-Да-Net (1998, 1999)

Фестиваль российских ресурсов по современной культуре и искусству. 
С каким культурным багажом мы переходим в новое тысячелетие? Оставляем ли мы информационную свалку (data-trash) или цивилизованную культурную летопись? Какая технология позволяет активно поддерживать их жизнеспособность?

http://www.da-da-net.ru/ 
http://www.da-da-net.ru/98/

Фотогалерея

  IX Медиа Форум (Москва, 2008)

 
 

 VIII Медиа Форум (Москва, 2007)

 

 VII Медиа Форум (Москва, 2006)

 

 

Открытие мультимедийной экспозиции «Точка отсчета» (Анадырь, 2005)

 

VI Медиа Форум (Москва, 2005)

 

   

V Медиа Форум (Москва, 2004)

 

IV Медиа Форум (Москва, 2003)

 

Pro&Contra, Дa-Дa-Net, Trash Art (Москва, 1998-2000)

 

 

Пресса

 
15.06.2006
Авто(ритарность). VII Медиа Форум
Фаина Балаховская

«…Три жарких месяца в Москве отдано видеоарту. Открывает летний сезон Медиа Форум, приуроченный к Московскому кинофестивалю. Тема этого года — «Авто(ритарность)» — подразумевает исследование власти художника над всем: временем, пространством, обществом и отдельными его представителями. Программа июньского Форума строга и традиционна. Довольно сильную и по-настоящему международную конкурсную программу дополняют авторские подборки…»

04.07.2006
Медиа доки
http://kak.ru/news/events/a1912/

«… Вместе с очередным Московским кинофестивалем завершился Медиа Форум. Седьмой по счету, он как всегда собрал многое и отобрал лучшее из присланных ста восьмидесяти на конкурсную программу…»

16.06.2006
Забег по звуковой дорожке

Елена Семенова
http://www.ng.ru/accent/2006-06-16/23_zabeg.html

«…Среди людей искусства появилась группа художников будущего, использующих в творчестве новейшие достижения технического прогресса. При создании авангардных перформансов и анимации у них стойко вошло в привычку соединять несоединимое и крушить устои. Среди подручных средств – видеоарт, электроника, дигитальные СМИ. Для представления публике техногенного авангарда в 2000 году был учрежден Медиа-форум. Отцом-основоположником стал известный российский теоретик новых форм Алексей Исаев, безвременно ушедший из жизни в марте этого года. В качестве темы нынешнего Медиа-форума взята его идея – «Авто(ритарность)», или просто-напросто «Авторитет авторства». Иначе говоря, современный медиахудожник, не считаясь ни с чьим мнением, плодит в голове своих тараканов…»

24.06.2006
Медиафорум проявит авторитарность

Ирина Кулик
http://www.kommersant.ru/doc.html?path=/daily/2006/113/11157371.htm

«…В Клубе на Брестской открывает свою работу медиафорум XXVIII Московского кинофестиваля. Идея ввести в контекст главного российского кинособытия такую мало знакомую широкой киношной публике форму экранной культуры, как видеоарт, возникла семь лет назад. Инициатором и куратором медиафорума был известный российский медиахудожник Алексей Исаев. Нынешний форум, увы, впервые пройдет без него – Алексей Исаев скоропостижно скончался в марте этого года. VII Международный медиафорум посвящен его памяти. Как и замышлял Алексей Исаев, тема нынешнего форума формулируется как «Авто(ритарность)» и подразумевает разговор о власти в массмедиа, власти самих медиа и неизбежном авторитаризме любого творческого акта…»

29.06.2006
Неважное кино

Никита Алексеев
http://www.russ.ru/politics/lyudi/nevazhnoe_kino

«…И именно потому, что кинофестиваль — событие достаточно маргинальное для нашей жизни, имеет смысл поговорить о совсем маргинальном (или, если угодно, элитарном) мероприятии, прошедшем в рамках ММКФ, — о VII Медиа Форуме.

Впервые затеян он был семь лет назад безвременно умершим в этом году художником и теоретиком видеоарта и искусства новых технологий Алексеем Исаевым, и с тех пор ежегодно включается в периферийную программу кинофестиваля. А цель Медиа Форума - показ того, что делается по всему миру в области видео, экспериментального кино, цифровой анимации, сетевого и прочего медийного продвинутого искусства, и анализ этих произведений.

В этом году темой Медиа Форума — ее успел предложить Исаев — является «АВТО(РИТАРНОСТЬ)». Понятно, что расшифровать это буквосочетание можно по-разному. И просто прочитать как «авторитарность», и увидеть в нем игру слов «автор» и «риторика», и услышать указание на самодостаточность некого явления в культуре.

Но, не заигрываясь в семантические бирюльки, проще предположить, что речь идет все же о первом значении и о том, может ли произведение media искусства (да и любого искусства вообще) противостоять давлению авторитарной машины развлечений, в которую все больше превращается мировая культура…»

27.06.2006
В оппозиции к тотальности. Сегодня последний день работы VII Медиа Форума

Сергей Хачатуров
http://www.vremya.ru/2006/110/10/155029.html

«…В конкурсной программе, которую сегодня еще можно посмотреть в «Клубе на Брестской», участвуют 180 работ из разных стран Европы, Азии, Америки, Австралии в жанре видеоарта, ТВ-арта, экспериментального кино. По завершении программы состоящее наполовину из кинокритиков и кинопродюсеров (среди них Кирилл Разлогов, Григорий Либергал), наполовину же из кураторов современного искусства (среди них Иосиф Бакштейн, Ольга Лопухова) жюри сегодня же в восемь часов вечера наградит победителей конкурса обаятельным и дружелюбным призом - скульптурной в форме ручной гранаты. Поскольку видеоарт - искусство межеумочное (фильм, но без сюжета, инсталляция, но движущаяся), постольку среди подавших на конкурс заявки участников много мастеров российского contemporary art. ….Еще одним хитом и символом темы нынешнего Медиафорума стал фильм 1983-1984 годов классика современного искусства Билла Виолы под названием «Обратное телевидение - портреты зрителей». По силе эмоционального воздействия эта видеосюита сопоставима с великим гипнозом полотна жившего в первой половине прошлого века Гранта Вуда «Американская готика»…»

03.07.2006
Нам не догнать канадца. Жюри Медиафорума предпочло импортную стильность

Юлия Квасок

«…Вот уже семь лет Медиа Форум при Московском кинофестивале колдует над своей миссией экспериментальной площадки для художников, перформеров, видеоартистов и аниматоров. Совсем как в старом анекдоте: «Требуется колдун, шарлатанов просим не беспокоиться». Граница между опытным мастером и талантливым дилетантом здесь бывает незаметна. Тем не менее форум эволюционирует, каждый раз поднимаясь на новую ступеньку.
<...>
Канадец Кенджи Улет так напугал всех простым уроком немецкого, что получил «золотую гранату». Грек Джордж Деривас («серебро») подавил совершенством архитектурных пустот городского хай-тека. «Бронзу» разделили между собой француз Жан-Габриель Перьо и голландец Эрик Олофсен. Перьо показал, как опасно бывает карать женщин бритьем головы (они превращаются в богинь), а Олофсен, бросив человека на гуттаперчевый макет города, заставил их быстро договориться о границах своей авторитарности.
<...>
Особенно порадовали «Водка и папиросы» Дмитрия Булныгина, 2006 (наш ответ Джармушу!), Magnificat Владимира Быстрова, 2005. В авангардных проектах рулили Синие Носы и «запрещенный» азербайджанец Теймур Даими. Настоящим украшением фестиваля стал скандальный ремейк фильма «Волга-Волга» Андрея Сильвестрова и Павла Лабазова с суетящейся на фигуре Орловой резиновой головой Мамышева—Монро. Новый саундтрек, новый голос и облик героини вытянули за собой такую крепкую цепочку переосмыслений и перекодировок, что карусель стала вращаться в обратную сторону, обнажив механизм тотального и фатального разрушения…»

28.06.2006
VII Медиа Форум в течение 4 дней знакомил московскую публику с искусством новых медиа

Юлия Бондарева
http://www.ostankino.ru/news/text-3164.html

«…Медиа Форум проходит уже седьмой год. Это первый фестиваль медиаарта, возникший в России. Его задача - познакомить российского зрителя с искусством новых медиа, с авангардным направлением в творчестве художников, видеоартистов, перформеров и аниматоров. Это - своеобразная площадка для самых смелых проектов и экспериментов в области языка и техники средств массовой информации, пробы новых форм и обмена свежими идеями. Несмотря на то, что медиаискусство на сегодняшний день — самое молодое из искусств, оно нашло множество поклонников и последователей во всех странах мира…»

23.06.2004
Ирреалити-шоу
Юлиана Головченко
http://www.ng.ru/accent/2004-06-23/9_show.html

«… Различные «реалити-шоу», льющиеся одним бурным потоком с экрана телевизора, размыли границы и спутали определения. «Art reality show/Перекодировка» - попытка сравниться с масс-продуктом посредством противопоставления ему. Медиа-Форум изначально был маргинален в контексте VVRA/ Но со временем он становится все популярнее. Изначально Медиа-Форум был программой, которое занимала пятнадцатое место в списке фестивальных событий. В этом году уже четвертое. Видеоарт на пути своего развития оказался под угрозой слияния со своим антиподом – массовой культурой…»

28.06.2003
Шедевры кинопомойки
Ирина Кулик
http://www.kommersant.ru/doc.html?path=/daily/2003/111/28439515.htm

28.06.2003
Мусорные призеры

«…Завершился четвертый по счету Медиа Форум, проводившийся в рамках XXV ММКФ. На закрытие, которое состоялось 27 июня в «Клубе на Брестской», пришли самые авангардные представители медиа-культуры, организаторы программы, журналисты и просто поклонники арт-трэша и видеоарта. Вход был свободный, поэтому народу собралось немало…»

7.07.2003
Просветленные отбросы
Никита Алексеев

«…Почему такой интерес к трешу, к кино, обычно снимаемому на ничтожные деньги, коряво изготовленному, изумляющему абсолютной нелогичностью сценарных ходов, задворочному, часто чудовищно жестокому и по-тупому беспросветному?»

23.09.2003
Лаборатории тактических медиа: парни, парни, это в наших силах…

Олег Киреев

«В Москве мы решили устроить хотя бы небольшую Лабораторию, которая стала бы первым знакомством с инфоактивизмом. Однодневная ЛТМ прошла 26 июня в Клубе на Брестской в рамках МедиаФорума XXV Московского кинофестиваля, организаторами стали центр MediaArtLab. Со-модератором был гость из Амстердама, один из основателей next5minutes Дэвид Гарсиа. Дмитрий Модель рассказал о новом проекте IndyVideo, посвященном социальным акциям и их документации, и о том, как видео-активисты избегают медиа-манипулирования, пользуясь идеями «Манифеста «Догмы» для документального кино» Ларса фон Триера и его сотрудников; Никита Раскатов представил только что запущенный сайт новостей и политической экспертизы Anarchist.ru; Борис Куприянов представил книжный магазин «Фаланстер», тесно связанный с «тактическим книгоиздательством»; Сергей Сальников рассказал о своем фестивале «Стык», который уже не первый год показывает по декабрям в Доме Ханжонкова «сверхлюбительское кино»; а о российских IndyMedia говорил один из редакторов сайта Михаил Цовма…»

26.06.2003
Открылась экспериментальная программа «Медиа Форум»

http://www.newsru.com/cinema/26jun2003/mmkf.html

«…Этот смотр, проходящий в Доме Кино, призван познакомить широкую аудиторию с мастерами экрана, работающими по новым технологиям. «Медиа Форум» проходит при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете, посольства Нидерландов, Британского совета. Его возникновение связано с интересами общественности к развивающимся формам компьютерных технологий…»

24.05.2001
В Москве пройдет «Медиа Форум» – фестиваль видео-арта и сетевого кино

Интервью с Алексеем Исаевым
http://www.runetka.ru/news/2001/05/24/296.html

«…Медиа Форум – это проект, объединяющий самые радикальные инициативы, которые доступны широкой аудитории через Интернет. Честно говоря, ответ на вопрос о возникновении программы Медиа Форум на ММКФ прост: с нами нельзя не считаться – мы медийно активны, мы гении коммуникации, а остальное – это модернизация официальной политики, культуры, социума и майка Adidas…»

19.06.2001
В столице стартует Медиа Форум

«…С появления видео-арта в начале 1990-х годов началось развитие медиа-искусства, искусства, создаваемого с использованием современных электронных и цифровых технологий. Работы, заявленные на конкурс, отражают тенденции развития видео-арта в последние годы, а многообразие тем, стилей и используемых технологий говорит о популярности жанра среди авторов…»

09.2001
Доступ к вседоступному

«…Уникальная ситуация: в Москве собрались самые известные монстры видеоарта. Приехали художник Вуди Васюлка и его жена Штейна Васюлка – пионеры электронных искусств, которые начали еще в 60-х. Их перфоманс, в котором девушка со скрипкой играет перед экраном, а в зависимости от ее музыки облака на экране плывут, изменяя скорость и направление, сегодня уже классика. Присутствовали также родоначальник русского электронного искусства Сергей Шутов и медиатеоретик из Амстердама Эрик Клютенберг. В сложном потоке видео самыми интересными показались фильмы молодых французских художников и экспериментаторов голландцев. Динамичные, остроумные, радующие глаз, с хорошим саундтреком…»

08.2001
Фестиваль

«…На официальном открытии «Медиа Форума 2001» зрители были свидетелями уникального по своей зрелищности и пластичности интерактивно перформанса «Computer-Video-Paint-Dance-ART». Как объяснили организаторы этого мероприятия, если «киноиндустрия нацелена на «пассивного» зрителя, внутренняя активность которого просыпается в момент катарсиса – сопереживания и очищения, то в медиа-культуре мы имеем дело с «активным» потребителем. Это новое поколение оппонентов искусства занимает активную позицию в восприятии творчества, где главную роль играют участие и интерактивность в сценарной логике произведения». Танец-пантомима на сцене был буквально вписан в компьютерную программу Photoshop, в которой на своем персональном компьютере прямо в зрительном зале работал художник, а зрители на экране в реальном времени наблюдали уникальное совмещение цветовых линий и движений танцоров. Вы хотите стать соавтором? Пожалуйста! Создавайте вместе с нами свое восприятие и видение происходящего. А потом на зрителей обрушилась видеопрограмма из медиа-коллекции Национального музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду – видеоэксперименты режиссеров Жана-Люка Годара, Криса Маркера и Питера Гринуэя. И было странно и непривычно до категоричности отвержения наблюдать, как эти мэтры, по сути дела создатели современного кинематографа, трепетно и бережно исследуют такой им знакомый, и в то же время таящий еще столько загадок и парадоксов язык кино, его новые ракурсы и возможности, его пластику и связанные с нею еще неизведанные эмоцианально-информативные пласты…»

20.06.2001
Опубликован список номинантов и членов жюри московского Медиа Форума

«…Заявленная организаторами цель форума — не просто познакомить публику с самим фактом существования медиа-культуры, как то было в прошлом году, но "проверить жизнеспособность экспериментального искусства в среде, где не делаются скидки на возраст и радикальность идеологии, эстетики и технологии"…»

19.07.2000
ММКФ: на ноги со временем

Станислав Зельвенский

«…Сегодня в Москве открывается XXII Московский Международный Кинофестиваль. Есть слабая надежда, что благодаря новому менеджменту он перестанет быть тусовкой для ветеранов с ультрареакционными взглядами на кинопроцесс и станет чем-то более динамичным. Там даже появился Медиа Форум…»

29.10.2000
Перегоним Канны!

Татьяна Балаховская

«…Первый ежегодный, первый с новым президентом— и страны, и фестиваля, первый поднявшийся, по утверждению его организаторов, на более высокий, "более международный" уровень и первый, где новые технологии применялись не только в традиционных киножанрах, но и были представлены в виде отдельной программы: компания Интерфест, Российская академия Интернета и Центр культуры и искусства "МедиаАртЛаб" провели в рамках кинофестиваля Медиа Форум — ретроспективный показ шедевров видеоарта, программу экспериментального видео- и киноарта последних лет и конкурс сетевых ресурсов "Кино в Сети"…» 

А также:

        

        

        

        

... и многие другие!