«МедиаАртЛаб» — некоммерческая исследовательская платформа, основанная в 2000-м году художником Алексеем Исаевым и искусствоведом Ольгой Шишко. «МедиаАртЛаб» первой в России начала изучать, выставлять и пропагандировать медиаискусство во всех его формах: видео- и саунд-арт, сетевое и интерактивное искусство, полиэкранный кинематограф и видеоигры.
В истории «МедиаАртЛаб» много событий, реализованных в нашей стране впервые: первый фестиваль цифрового искусства; первая научная конференция, посвященная проблемам медиакультуры и авторского права в интернете; первый показ полиэкранного кино; создание первой коллекции российского видеоарта; первая выставка мокьюментари-произведений.
Свою историю «МедиаАртЛаб» начала с симпозиума «Pro&Contra» (2000), посвященного проблемам современной культуры в цифровом информационном пространстве. В рамках симпозиума прошел круглый стол в Правительстве Российской Федерации, который значительно повлиял на либерализацию дискурса о законодательном регулировании сети интернет.
Важнейшее событие в истории «МедиаАртЛаб» — это «Медиа Форум», проходивший в рамках Московского международного кинофестиваля с 2000 по 2015 год. Так называлась специальная программа, включавшая в себя произведения на стыке видеоарта и экспериментального кинематографа, призванная изучать экранную культуру во всем ее многообразии. Именно на «Медиа Форуме» видеоарт впервые был показан на крупном коммерческом кинофестивале, и уже после него работы художников стали включать в программу Венеции и Канн. В разные годы программа «Медиа Форума» включала ежегодный конкурс, видеопоказы, образовательные программы, а также масштабные выставки на партнерских площадках, среди которых Центр современного искусства «Гараж», Московский музей современного искусства, Фонд культуры «Екатерина» и другие институции.
За двадцать лет «МедиаАртЛаб» сформировала собственное международное сообщество медиахудожников, режиссеров-экспериментаторов, документалистов, видеоактивистов. Все эти годы организация собирала собственную коллекцию медиапроизведений, которая сегодня включает в себя 2 500 работ, которые доступны специалистам и могут демонстрироваться в образовательных целях. Собрание включает в себя антологии российского и западного видеоарта, хронику мультимедиаискусства, сетевое искусство и новейший видеоарт, а также работы пионеров видеоарта, начиная с 1960-х годов.
Все двадцать лет своей работы «МедиаАртЛаб» двигалась в сторону собственного музея мультимедийных произведений. Первыми к нему шагами стали крупные образовательные проекты по истории искусства новых технологий, начиная с киноэкспериментов двадцатых годов и вплоть до новейших произведений сетевого искусства, в их числе «МедиаМузей», представленный в Театре Наций, а затем в ЦСИ «Фабрика».
В 2012 году «МедиаАртЛаб» вошла в состав выставочного объединения «Манеж», где был открыт «Музей экранной культуры» — давняя мечта команды. В «Манеже» «МедиаАртЛаб» реализовала собственную образовательную программу — «Открытую школу Манеж/МедиаАртЛаб», провела множество конференций, посвященных языку новых медиа, открыла более двадцати выставок, среди которых масштабная полиэкранная инсталляция Питера Гринуэя «Золотой век российского авангарда», реализованная в 2014 году.
В 2016 году команда «МедиаАртЛаб» стала частью Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где был открыт отдел кино- и медиаискусства, положивший начало направлению «Пушкинский XXI».
Организаторы: Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», ЦВЗ «Манеж»
Открытие: 29 ноября
ЦВЗ «Манеж» (Москва, Манежная площадь, 1) цокольный этаж
Центр «МедиаАртЛаб» существует уже более 12 лет и является первой российской институцией, которая начала заниматься медиа искусством в России. За годы своего существования центр реализовал множество мероприятий: Медиа Форум ММКФ (фестиваль в фестивале, крупнейший смотр мирового видео и медиаискусства, в рамках которого ежегодно проводятся масштабные выставки в партнерстве с различными московскими площадками), симпозиум «Про&Контра», междисциплинарный образовательный проект «НонСтопМедиа» и многие другие проекты.
Наконец, Центр обретает свое собственное выставочное пространство, а самое главное — открывает доступ к своей Медиатеке — крупнейшему архиву по медиа культуре, который формировался со времени создания организации в 1999 году. В архиве центра более 2000 единиц хранения: от работ пионеров медиаискусства до новейшего видеоарта, а также архивная документация, работы на аутентичных носителях и много другое.
Новый Музей станет платформой для проведения экспериментальных выставок, показов, мультимедийных перформансов, воркшопов, лекций и конференций — своего рода интерактивной лабораторией, которая позволит не только представить основные этапы истории медиаискусства, но станет также оживленным центром образования и творчества.
Но деятельность Музея не будет замыкаться только в пространстве Манежа — в планах запуск большого регионального образовательного проекта совместно с ведущими российскими университетами, создание передвижных мобильных выставочных проектов, а также экспансия в городские пространства в рамках проектов «Медиафасады» и «Мобильное кино».
Кроме того, в рамках деятельности Музея планируется проведение крупных выставочных проектов российских и западных художников в большом пространстве Манежа. Среди ближайших планов — экспозиция в рамках Медиа Форума ММКФ, посвященная управляемому кино и монтажу, мультимедийное шоу Питера Гринуэя по мотивам золотого века русского и нидерландского искусства, выставку Збигнева Рыбчинского и многое другое.
Основные подразделения Музея экранной культуры «МедиаАртЛаб»:
Музей экранной культуры — результат долгой активной работы Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». Коллекция произведений медиаискусства формировалась в течение более десяти лет в рамках одного из приоритетных направления деятельности центра — создания аудиовизуального архива по медиакультуре, комплектации и музеефикации той части современного искусства, которая связана с новейшими технологиями (видеоарт, сетевое искусство, sound art, software art,CD-ROM art, интерактивное искусство).
Деятельность «МедиаАртЛаб» с самого начала была направлена на популяризацию современного искусства, создание культурного контекста и обеспечение открытого доступа к наследию медиакультуры нашего времени, теоретическим и критическим текстам о ней. Первым начинанием по созданию профессионально аннотированной коллекции медиа искусства публичного доступа была МЕДИАТЕКА в 2000 г. В ее состав входили работы как российских, так европейских и американских художников, в том числе пионеров видео-арта. Это тексты, коллекция видео-арта (от 60-х годов до нашего времени), коллекция CD-ROM-art(a) и работы сетевого искусства — всего более 2000 объектов.
Развивая это направление «МедАртЛаб» воплотил в жизнь ряд выставочных и образовательных проектов как в России, так и за рубежом. Среди них: ежегодный фестиваль «Медиа Форум» ММКФ; международный междисциплинарный симпозиум Pro&Contra; сетевой региональный проект «NonStopMedia», образовательный проект «Полиэкран» (совместно с ГЦСИ, Нижний Новгород); дистанционный курс «Медиа культура/Современное искусство» (создан для МВШСЭН, факультет культурного менеджмента), а также множество семинаров, показов, обсуждений и дискуссий.
Концептуально Музей экранной культуры был представлен впервые в 2007 г. в рамках Параллельной программы 2 Московской Биеннале Современного искусства. МедиаАртЛаб провел проект «Виртуальный театр Медиа Музея» в Театре Наций. В течение двух вечеров посетители знакомились с подборкой фильмов, отражающих процесс развития и перехода медиатехнологий от театра к кино и обратно в театр; современными пластическими спектаклями, соединяющими танец и медиаконтекст; перформансами, в которых медиа низводится до роли вспомогательного реквизита и препарируется с помощью зрелищных художественных стратегий. Также в рамках проекта была проведена выставка «Виртуальный театр, технология и художник».
В 2008 году был сделан следующий шаг к воплощению идеи создания музея — при поддержке грантового конкурса музейных проектов Фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в рамках фестиваля «Коллекции» ГЦСИ была проведена масштабная выставка на площадке «Проекта Фабрика». Выставочный проект «Медиа Музей» не только презентовал основные направления и состав своей коллекции, но и заложил основные направления будущей деятельности. Медиа Музей на выставке был представлен как мобильный тип художественной институции, своего рода интерактивная лаборатория, которая дает возможность опытным и экспериментальным путем постигать основы медиавселенной и медиакультуры, разрабатывать и формировать философские концепции, выраженные в образах материального мира.
Также в рамках проекта был издан каталог «МЕДИАМУЗЕЙ», представляющий собрание произведений медиаискусства в сопровождении авторских текстов специалистов «МедиаАртЛаб». Полная электронная версия каталога доступна на сайте www.mediamuseum.ru. Кроме того на сайте выложены дополнительные тексты по медиакультуре, описания работ, 3D реконструкции ключевых для истории медиаискусства работ, информация о сетевых проектах и т.д.
При поддержке:
|
|
Открытая школа МедиаАртЛаб — это инновационный для России проект по подготовке новой генерации современных художников и кураторов. Обучение основывается на междисциплинарном подходе и носит практический, исследовательский характер.
Открытая школа Манеж/ МедиаАртЛаб представляет своего рода лабораторию, подвижную структуру, в рамках которой будет организована интенсивная теоретическая и практическая работа с актуальными идеями, проблемами и проектами в области современной медиакультуры. Основными направлениями образовательной и исследовательской деятельности являются современные визуальные, перформативные, аудио практики, а также проекты на стыке науки и искусства.
Реализация проектов с их последующей интервенцией в городскую среду, проникновением в массмедиа и Интернет, включением в выставочные проекты МедиаАртЛаб и других российских и зарубежных институций, является важнейшей частью обучения.
Мы заинтересованы в последующем долгосрочном сотрудничестве с нашими выпускниками, в выдвижении их работ на конкурсные программы международных фестивалей, создании совместных проектов и включении лучших работ в архив Музея.
Открытая школа Манеж/ МедиаАртЛаб 2013-2015 года была совмесным проектом МедиаАртЛаб и МВО "Манеж". Первый курс Школы был посвящен теме движущегося образа и новой визуальности. В область изучения попал широкий круг вопросов, связанных с новой визуальностью и современными медиа. Курс строился на основе четырех тематических направлений:
Обучение в Открытой школе состояло из трех блоков:
Медиа-проект “Погружения в будущее”
31 Октября — 2 Ноября, 2013
Крокус Экспо
в рамках Форума «Открытые инновации»
Организаторы события: Музейно-выставочное объединение «Манеж», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Музей экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»
Куратор: Ольга Шишко (арт- критик, куратор, директор и основатель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб, арт-директор Медиа Форума ММКФ, директор Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»)
Продюсер: Елена Румянцева (программный директор Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» и Медиа Форума ММКФ)
Архитектор: Дина Караман
Участники: Куда Бегут Собаки (Россия), Дмитрий Каварга (Россия), Сергей Катран (Россия), Александра Дементьева (Россия-Бельгия), Борис Дебакер (Нидерланды-Бельгия), Елена Губанова и Иван Говорков (Россия), Юрий Анкарани (Италия), Владимир Потапов (Россия), Дмитрий Булатов и Алексей Чебыкин (Россия), ABC (Россия).
С 2000 по 2015 год команда МедиаАртЛаб проводила Медиа Форум — параллельную программу Московского международного кинофестиваля, которая объединяла современных художников и режиссёров на пограничной территории кино, видео- и медиаарта.
На протяжении шестнадцати лет Медиа Форум акцентировал внимание зрителя на синтезе кино и изобразительного искусства, новых способах создания визуальных произведений, неустанно доказывая, что кинематограф на самом деле гораздо шире, чем-то, что показывают в зрительных залах. Он может быть интерактивным и полиэкранным, создавать особую пространственную среду, которая органично включает в себя зрителя, а сами фильмы могут длиться днями, напоминая классическую живопись… Логичным кажется вопрос, неужели видеоискусство и традиционный кинематограф — конкуренты? Ведь граница так зыбка и уже почти неразличима: режиссеры представляют свои работы на биеннале, а видеохудожники становятся гостями кинофестивалей. И как же им теперь делить территорию? Медиа Форум стал одним из первых фестивальных проектов (наряду с параллельными программами фестивалей в Берлине и Венеции), посвященных систематическому изучению этого маршрута.
В рамках Медиа Форума проходил конкурс видеоработ, выставки, видео- и лекционная программа, которая включала мастер-классы от мировых знаменитостей, круглые столы и клубные события. За шестнадцать лет в Медиа Форуме приняли участие художники пяти континентов из более чем двадцати стран.
Медиа Форум возник когда‐то на «полях» большого фестивального «текста» — в роли то ли попутных заметок, то ли комментариев, то ли отсылок‐указаний на альтернативное кино. Видеоарт в своем противостоянии главному оппоненту — телевидению — искал дружеской поддержки у фестивального кино. Но «поля» все расширялись, комментарии превращались параллельный текст… В 2012 году Медиа Форум шагнул «в сторону тактильного кинематографа» и одновременно — вышел из кинозала в выставочное пространство, в частности, в пространство галерей, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «Екатерина» и Музея современного искусства «Гараж».
Благодаря Медиа Форуму зрители смогли увидеть смелые эксперименты в области интерактивного кино, саунд‐перформанса и видеоарта. На площадках Медиа Форума были показаны работы таких известных художников и режиссеров, как Эйя-Лииза Ахтила, Питер Гринуэй, Айзек Джулиан, Збигнев Рыбчинский, Ив Суссман, Фиона Тан, Харун Фароки, Омер Фаст, Ян Фудун, Гари Хилл, Йеспер Юст…
I Медиа Форум Московского международного кинофестиваля стал проектом, расширившим программу кинофестиваля, представив все разнообразие современного медиаискусства широкому зрителю. В рамках I Медиа Форума (тема «Новая экранная культура») были показаны видеопрограммы из коллекций Центра Жоржа Помпиду и Нидерландского института медиаискусства Montevideo/Time Based Arts. В Медиа Форуме приняли участие кураторы из обеих институций: Этьен Сандран и Яна Шуарен. Медиа Форум представил новые отношения между объектом современной культуры и зрителем. Новейшие течения современной культуры, связанные с новыми технологиями, позволили говорить, что эта часть культуры имеет своего зрителя, которого привлекает модель коммуникативного искусства, позволяющая ему интерактивно участвовать в драматургии художественного произведения (А. Исаев).
Темой II Медиа Форума стало «Мультивидео». Масштаб мероприятия значительно вырос — было проведено три международных конкурсных программы: видео, ТВ и Интернет. В них участвовали работы 2000–2001 годов художников из Америки, Западной и Восточной Европы, России, Японии, Австралии, стран СНГ, Гонконга, Индии и т. д.
В рамках Медиа Форума состоялась первая в России международная конференция о хранении и дистрибуции медиаарта «Доступ к вседоступному» / «Access to Excess», а также были показаны видеопрограммы из коллекций Центра Жоржа Помпиду, Нидерландского института медиаискусства Montevideo/Time Based Arts, Европейского фестиваля медиаискусства (EMAF), международного фестиваля Transmediale и других.
Работы победителей конкурсной программы II Медиа Форума по его завершению отправились в регионы. В частности, они были показаны в проекте «Новые медиа в Планетарии» в Новокузнецке, где были представлены работы Энди Кокса и Гэбриелы Газмен (США), Ольги Столповской и Виктора Алимпиева (Россия), Андрея и Юлии Великановых (Россия), Бьорна Вангена (Норвегия), Михаэля Бриннтрупа (Германия), Жюли Кристин Фортье (Канада/Франция).
Центральной темой III Медиа Форума стал российский видеоарта, на нем была представлена видеопрограммы из серии «Антология российского видеоарта. Границы определения» по темам «Видео и текст», «Видео и перформанс», «Видео и ТВ», «Видео и кино», «Видео и массмедиа», «Видео и звук» (всего 64 работы).
На III Медиа Форуме состоялись показы новейшего британского видеоарта «Городские мечтатели», ретроспективный показ шедевров видеоарта из коллекции Нидерландского института медиаискусства Montevideo/Time Based Arts, работы из номинации «MuVi-Reel» (приз за лучшее музыкальное видео) Международного фестиваля короткометражного кино «Oberhausen».
IV Медиа Форум был посвящен теме «trash & trashart». Организаторы ставили своей задачей поиск критериев позитивного радикализма в искусстве, технологиях и современных формах коммуникации.
Нас интересовали проекты, революционные по отношению к самой технологии. Зачем нужны новые технологии, если они не могут выразить тенденций нового мышления? Это старые медиа. Новые технологии — это прежде всего новые задачи и новые возможности мышления. (А. Исаев)
V Медиа Форум работал с темой «Art Reality Show» во всевозможных интерпретациях: реальное нереальное, рациональное иррациональное, инфернальное иное и т. д. Программа V Медиа Форума продемонстрировала различные технологии интерактивного искусства, а также эстетические и этические позиции в отношении «заложников» современной культуры и массмедийных технологий, которыми являются современные люди.
Темой VI Медиа Форума стал «Парк аттракционов». Опираясь на авангардную концепцию Сергея Эйзенштейна — «монтаж аттракционов», — VI Медиа Форум поставил задачу собрать «парк аттракционов», который был бы представлен современными технологиями в экспериментальном кино, видеоарте и интерактивном искусстве. Организаторы старались реактуализировать концепции Эйзенштейна в искусстве в соответствии с современным культурным контекстом и развитием технологий.
VII Медиа Форум прошел без участия своего основателя Алексея Исаева, скончавшегося в марте 2006 года.
Темой VII Медиа Форума стала «Авто (ритарность). Очерчивание границ».
Медиахудожник самим положением вещей поставлен в положение авто (ритарного) авторства. Во-первых, как творческая личность, генерирующая свой значимый дискурс, свою риторику. Он автоматически становится в оппозицию к тотальности: к своему материалу, к зрителю, к социуму, к власти, к времени и пространству. Авторизуя свою концепцию, он выдерживает риторический бой с контекстом. Только харизматическая, автономная, деспотичная риторика взламывает пустоту недоверия, безразличия, апатии. Чтобы утвердиться в своем авторитете, осуществить влияние искусства, автор блещет волей, силой, самооценкой, притязаниями; под этой эгидой он штурмует небеса, вырывается в глубокий авангард. Только амбициозных возьмут в будущее. (В.Мизиано)
Во-вторых, он вцепляется в щупальца власти — медиа. Он манипулирует ее манипуляторами. Медиа сами риторичны — без осуществления авторитета авторства они вырываются прочь. Художник, который управляет ими железной рукой, удваивает авторитарность и создает искусство.
VIII Медиа Форум состоялся под названием «Нагота: /игровая приставка/». При выборе темы организаторами двигала идея нового антропологического идеала, новой меры вещей медиа эпохи.
Нагота в философии эпохи постмодерна выступает ипостасью такого важнейшего понятия как телесность. Она выражает в пределе свойство постмодернистского «тела без образа» (Ж. Делез) быть экраном желаний. Тема, таким образом, ставит следующие проблемы в медиаконтексте: преодоления наготы экрана в пространственном взаимодействии с медиа, в интерактивности; снятия чрезмерной технологичности почти до состояния лоу-тех и выход из виртуального в реальное, возвращение к физическому телу; перформативности, которая дает возможность телу при взаимодействии с медиа из объекта желания превращаться в инструмент современной критической рефлексии; «Божественной комедии» — обнажающихся масс-медиа, создающих пародии на самих себя.
В рамках VIII Медиа Форума прошли ретроспективы Вито Аккончи «Performing Myself» (куратор — Нина Зарецкая) и Эрвина Вурма «Человек, который, чтобы сделать скульптуру, обогнул мир» (куратор — Константин Бохоров), а хитом стал фильм Ив Суссман (США) «Похищение сабинянок» (2006).
Одним из ключевых событий IX Медиа Форума стал перформанс авангардиста Питера Гринуэя, который прославился знаковыми для всей истории кинематографа лентами. Отвергнув кинематографический нарратив, режиссер путешествует по миру, создавая мультимедийные инсталляции и мистериальные аудиовизуальные представления, демонстрируя свое мастерство художника-виджея. Именно в этой ипостаси он предстал перед зрителями кинофестиваля.
И это было еще не все. В рамках IX Медиа Форума были представлены новые фильмы Кена Джейкобса и прошла российская премьера его фильма «Star Spangled To Death», а также были показаны видеопрограмма международного фестиваля Transmediale и программа Калининградского филиала ГЦСИ «Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии».
В программу юбилейного X Медиа Форума вошло все только самое лучшее, новое и экстравагантное: полная версия «Семи интеллектуалов в бамбуковом лесу» китайского художника Яна Фудуна, ретроспектива работ датчанина Йеспера Юста, знаменитая трилогия Ив Суссман (от «Менин» Веласкеса до «Белого на Белом» Малевича), мультимедийный перформанс японского экспериментатора Риочи Курокавы, российская премьера «Провмызы», ночь лучших мировых медиафестивалей, а также лекции, мастер-классы, круглые столы и показ полиэкранного кино в выставочном пространстве.
XI Медиа Форум познакомил московскую публику с творчеством одного из самых известных американских видеохудожников, одного из тех, кто сделал видеоарт таким, каким мы его сегодня знаем — Гари Хилла. Самые последние его работы были представлены на выставке в GMG Gallery, а в Центре современной культуры «Гараж» состоялся показ классических видео художника и его мастер-класс.
За вечеринки XI Медиа Форума отвечали культовые сетевые художники JODI, устроившие live-перформанс в клубе «Солянка». Также в клубном формате состоялись показы лучших работ PRIX Ars Electronica и фестивалей Transmediale, PIKSEL и Japan Media Arts Festival.
Одним из главных событий XI Медиа Форума стала ретроспектива видеоарта Центральной и Восточной Европы «Transitland», в которую вошли работы со времени падения Берлинской стены и до наших дней. Ретроспектива включала мероприятия в разных форматах: выставку, показы, круглые столы и мастер-классы.
XII Медиа Форум строился вокруг серии выставок «Расширенное кино», площадкой для которых стали Московский музей современного искусства (ММСИ) и Центр современной культуры «Гараж».
К открытию XII Медиа Форума был издан каталог-исследование с подборкой ключевых публикаций, касающихся пересечения двух сфер экранной культуры, и представлением работ участников XII Медиа Форума во всем многообразии их восприятия и анализа темы «расширенного кинематографа».
В ММСИ были показаны работы Фионы Тан (Нидерланды), Дуга Айткена (США), Йоханны Биллинг (Швеция), Харуна Фароки и Антье Эйманна (Германия), Гари Хилла (США), Анри Сала (Албания), Ранбира Калики (Индия), Юрия Календарева (Италия/Россия), Керен Ситтер (Израиль/Германия), группы «Тот-Арт» (Россия), Елены Ковылиной (Россия), Алмагуль Менлибаевой (Казахстан), группы «Провмыза» (Россия), группы «Синий суп» (Россия), Таус Махачевой (Россия), Юрия Альберта (Россия), Виктор Алимпиева (Россия) и других.
В «Гараже» были показаны три полиэкранных видеоинсталляции: европейская премьера работы «Пятая ночь» (2010) Яна Фудуна (Китай), самая свежая работа Эйи-Лиизы Ахтилы (Финляндия) «Благовещение» (2010) и «Дерек» (2008) — одна из частей громкого проекта Айзека Джулиана (Великобритания).
На открытии XII Медиа Форума в «Гараже» состоялся живой мультимедийный перформанс Риодзи Икеды (Япония) «Test Pattern».
Центральное событие XIII Медиа Форума — выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» в Фонде культуры «Екатерина» — продолжила проект «Расширенный кинематограф», начатый в 2011 году.
Выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» состояла из нескольких разделов, каждый из которых относился к определенному типу работы режиссера с экраном и со зрителем: «Чистое кино», «Монтаж аттракционов», «Тактильный кинематограф», «Машиновидение» и «Интерактивный кинематограф». На выставке были показаны работы Нам Джун Пайка (США), Кена Джейкобса (США), Пола Клипсона (Великобритания), Пии Тикки (Финляндия), Алексея Исаева (Россия), ВАЛИ ЭКСПОРТ (Австрия), Вуди и Штейны Васюлок (США), Збигнева Рыбчинского (Польша), Перри Бард (США) и многих других.
Помимо выставки в программу XIII Медиа Форума вошли мастер-классы, лекции и семинары художников-участников проекта.
XIV Медиа Форум представил выставку «Расширенное кино—III. Мокьюментари: Реальности недостаточно» — актуальный срез современного искусства в пограничном жанре кино, видео- и медиаарта. Экспозиция собрала работы современных зарубежных и российских художников, применяющих стратегию псевдо-документалистики и мокьюментари. Выставка ставила вопрос о размытии границ между фикцией и реальностью в эпоху медиазависимости, информационного шума и некритического потребления информации и образов.
Участниками выставки стали Харун Фароки (Германия), Омер Фаст (Израиль), Милица Томич (Сербия), Моника Штудер и Кристоф ван ден Берг (Швейцария), Дмитрий Венков (Россия), Роман Мокров (Россия) и другие.
В 2014 году Медиа Форум продолжил осваивать новые территории. Темы XV Медиа Форума — эксперименты на стыке визуального искусства, мультимедиа‐театра и энактивного кино.
Новомодный термин «энактивное кино» стал приобретать популярность в 2008 году. С тех пор у него прибавилось поклонников, но и скептиков немало. Поклонники, продвигающие научные исследования, выявляющие реакции мозга на визуальные образы и события фильма, рисуют захватывающие перспективы. Например, коллективного просмотра персональных снов в дружеском кругу или на YouTube. Превратить сны в коллективный фильм должны помочь кресла с биосенсорными датчиками, призванные обеспечить буквальную связь зрителя с проекцией, которая будет меняться в зависимости от эмоционального и психофизического состояния зрителя. В отличие от интерактивного кино, где человек сознательно делает выбор эпизода и поворота сюжета, в энактивном кино зритель будет менять фильм, даже не задумываясь об этом. Скептики говорят, разумеется, о том, что зритель рискует стать разновидностью лабораторной мышки, и о том, что хорошие фильмы и без сенсорных датчиков хочется смотреть снова.
Основными событиями XV Медиа Форума стали научная конференция «От монтажа аттракционов до нейрокино», премьера медиаспектакля «Смерть Тарелкина», созданного Открытой школой «Манеж/МедиаАртЛаб» в сотрудничестве с Центром танца и перформанса «ЦЕХ» и Театром «Балет Москва», выставка Николая Онищенко «Туман. Остановка» (совместно с галереей «Триумф»), интерактивное шоу «Кинохаракири» Мастерской Индивидуальной Режиссуры.
В 2015 году акцент XVI Медиа Форума был смещен на звук. Обращаясь к звуку как одному из основных выразительных средств в видеоарте и кино, мы понимаем под «звуком и слушанием» своего рода структуру, которая раскрывает взаимоотношения людей в социуме.
Видеопрограмма «Прогулки с трубадуром» — первая часть долгоиграющего проекта (впереди — показы, мастер-классы, выставка), в которую вошли работы художников, работающих на границе кино, видеоарта и музыки, которые раскрывают скрытую перформативность современных социальных и художественных процессов.
Среди участников выставки Гвидо ван дер Верве (Нидерланды), Анри Сала (Албания), Гари Хилл (США), Йоханна Биллинг (Швеция) и другие.
Также XVI Медиа Форум представил показ работ молодых российских видеохудожников в цикле «Большие надежды».
Музеям и частным галереям «МедиаАртЛаб» предлагает новые формы презентации и подачи информации, в том числе визуальной и текстовой:
1) Создание интерактивных мультимедийных экспозиций, отвечающих на вопрос XXI века: «Каким должен быть современный музей?»;
2) Проектирование и реализация виртуального музея внутри музея. Использование высоких технологий для создания виртуальных эмоциональных и игровых зон, которые сегодня так привлекают зрителя;
3) Решение проблем популяризации и образования в области искусства новых технологий на различных площадках музейного сообщества, а также демонстрация новейших достижений в области медиаискусства.
Одно из приоритетных направлений деятельности «МедиаАртЛаб» — создание профессиональных партнерских отношений по направлениям «Запад–Россия–Регионы» в сфере популяризации и развития новых форм экранных технологий.
«МедиаАртЛаб» последовательно реализует программу формирования профессионального ресурсного центра и информационной базы, имея при этом все основания в будущем на расширение территории партнеров, заинтересованных в создании собственных аудиовизуальных архивов медиаискусства для публичных показов и в образовательных целях.
Мультимедийный фестиваль «Кактус Медиа-арта» проходил в Норильске в рамках образовательного проекта NonStopMedia.
На фестивале были показаны видеопрограммы: «Движущиеся образы» (программа отражает развитие современного видеоарта и представляет широкий спектр его новейших тенденций, художественных приемов и технологий), «Лучшие мультимедиа фестивали мира» (лучшие работы - призеры последних лет крупнейших мультимедийных фестивалей Европы, США, России, Австралии, Гонконга, Японии), «Антология российского видео-арта» (история российского авангарда последних тридцати лет, зафиксированная в формах видеоэксперимента. В программу вошли видеоработы, отражающие различную тематику: «Видео и текст», «Видео и перформанс», «Видео и ТВ», «Видео и кино», «Видео и масс-медиа», «Видео и звук»).
Форум «Полиэкран 2002» завершил масштабный просветительский проект - 52 мероприятия, которые в течение года проходили в Нижнем Новгороде, Йошкар-Оле, Ижевске и Кирове и знакомили региональную публику с новейшими тенденциями в современном визуальном искусстве. Рабочие секции Форума - «Современное искусство и новые технологии», «Медиа-искусство в музейной среде», «Современная культура и масс-медиа» - состояли из теоретических выступлений и дискуссий для специалистов, презентаций художественных проектов, коллекций медиа-центров и музеев, участвующих в Форуме.
В рамках форума зрителям были представлены эксперименты французских и российских киноавангардистов 1920-30 г.г. Фернана Леже, Луиса Бунюэля, Марселя Дюшана, Дзиги Вертова, Сергея Эйзенштейна; шедевры пионеров видеоискусства Марины Абрамович, Билла Виолы, Гарри Хилла, Герри Шума, видеоработы иранской художницы Ширин Нешат.
Первая широкомасштабная акция популяризации мирового и российского видеоарта 1960-2001 годов в российских регионах. Главная цель проекта - объективно и максимально полно представить историю западного и российского видеоарта искусства для специалистов в области искусства и культуры, а также для широкой публики.
В рамках программы проведено 8 образовательных циклов с видеопоказами на площадках партнеров.
Первый международный междисциплинарный симпозиум Pro&Contra - MachineMachy. Цель проекта - интеграция российского научного, теоретического, художественного и институционального опыта в мировое сообщество через интернет.
Во время симпозиума проводились: конференция, открытые дискуссии, круглые столы, презентация художественных проектов, мастер-классы специалистов, выставки, кино- и видеопоказы, клубные вечеринки. В четырехдневных тематических дискуссиях в РГГУ приняли участие известнейшие теоретики, общественные деятели, политологи, журналисты, искусствоведы, кураторы, художники из США, Европы, Москвы, Петербурга и российских регионов.
http://procontra.mediaartlab.ru/
Экспериментальная задача фестиваля Trash-Аrt - в поиске альтернативных форм искусства. В этом контексте trash не является негативным определением реальной ситуации в искусстве, а выражает оптимизм и уверенность, что не все его ресурсы исследованы. Фестиваль апеллирует ко всей художественной ситуации. Открытая структура проекта давала возможность возможность выдвинуть работы для участия в фестивале и обсудить их в дискуссионном поле.
Международный симпозиум и выставка. Тема: «Художник в мире новых технологий. Пути и результаты взаимодействия».
По результатам симпозиума был выпущен каталог NewMediaTopia/Logia - первое в России профессиональное англо-русское издание, вобравшее в себя теоретический и практический опыт дискуссии на тему истории и развития искусства новых технологий в России.
Фестиваль российских ресурсов по современной культуре и искусству.
С каким культурным багажом мы переходим в новое тысячелетие? Оставляем ли мы информационную свалку (data-trash) или цивилизованную культурную летопись? Какая технология позволяет активно поддерживать их жизнеспособность?
http://www.da-da-net.ru/
http://www.da-da-net.ru/98/
IX Медиа Форум (Москва, 2008) |
|||||||||||||||||||||
|
VIII Медиа Форум (Москва, 2007) |
|||||||||
|
«…Три жарких месяца в Москве отдано видеоарту. Открывает летний сезон Медиа Форум, приуроченный к Московскому кинофестивалю. Тема этого года — «Авто(ритарность)» — подразумевает исследование власти художника над всем: временем, пространством, обществом и отдельными его представителями. Программа июньского Форума строга и традиционна. Довольно сильную и по-настоящему международную конкурсную программу дополняют авторские подборки…»
04.07.2006 «… Вместе с очередным Московским кинофестивалем завершился Медиа Форум. Седьмой по счету, он как всегда собрал многое и отобрал лучшее из присланных ста восьмидесяти на конкурсную программу…»
16.06.2006 «…Среди людей искусства появилась группа художников будущего, использующих в творчестве новейшие достижения технического прогресса. При создании авангардных перформансов и анимации у них стойко вошло в привычку соединять несоединимое и крушить устои. Среди подручных средств – видеоарт, электроника, дигитальные СМИ. Для представления публике техногенного авангарда в 2000 году был учрежден Медиа-форум. Отцом-основоположником стал известный российский теоретик новых форм Алексей Исаев, безвременно ушедший из жизни в марте этого года. В качестве темы нынешнего Медиа-форума взята его идея – «Авто(ритарность)», или просто-напросто «Авторитет авторства». Иначе говоря, современный медиахудожник, не считаясь ни с чьим мнением, плодит в голове своих тараканов…»
24.06.2006 «…В Клубе на Брестской открывает свою работу медиафорум XXVIII Московского кинофестиваля. Идея ввести в контекст главного российского кинособытия такую мало знакомую широкой киношной публике форму экранной культуры, как видеоарт, возникла семь лет назад. Инициатором и куратором медиафорума был известный российский медиахудожник Алексей Исаев. Нынешний форум, увы, впервые пройдет без него – Алексей Исаев скоропостижно скончался в марте этого года. VII Международный медиафорум посвящен его памяти. Как и замышлял Алексей Исаев, тема нынешнего форума формулируется как «Авто(ритарность)» и подразумевает разговор о власти в массмедиа, власти самих медиа и неизбежном авторитаризме любого творческого акта…»
29.06.2006 «…И именно потому, что кинофестиваль — событие достаточно маргинальное для нашей жизни, имеет смысл поговорить о совсем маргинальном (или, если угодно, элитарном) мероприятии, прошедшем в рамках ММКФ, — о VII Медиа Форуме. Впервые затеян он был семь лет назад безвременно умершим в этом году художником и теоретиком видеоарта и искусства новых технологий Алексеем Исаевым, и с тех пор ежегодно включается в периферийную программу кинофестиваля. А цель Медиа Форума - показ того, что делается по всему миру в области видео, экспериментального кино, цифровой анимации, сетевого и прочего медийного продвинутого искусства, и анализ этих произведений. В этом году темой Медиа Форума — ее успел предложить Исаев — является «АВТО(РИТАРНОСТЬ)». Понятно, что расшифровать это буквосочетание можно по-разному. И просто прочитать как «авторитарность», и увидеть в нем игру слов «автор» и «риторика», и услышать указание на самодостаточность некого явления в культуре. Но, не заигрываясь в семантические бирюльки, проще предположить, что речь идет все же о первом значении и о том, может ли произведение media искусства (да и любого искусства вообще) противостоять давлению авторитарной машины развлечений, в которую все больше превращается мировая культура…»
27.06.2006 «…В конкурсной программе, которую сегодня еще можно посмотреть в «Клубе на Брестской», участвуют 180 работ из разных стран Европы, Азии, Америки, Австралии в жанре видеоарта, ТВ-арта, экспериментального кино. По завершении программы состоящее наполовину из кинокритиков и кинопродюсеров (среди них Кирилл Разлогов, Григорий Либергал), наполовину же из кураторов современного искусства (среди них Иосиф Бакштейн, Ольга Лопухова) жюри сегодня же в восемь часов вечера наградит победителей конкурса обаятельным и дружелюбным призом - скульптурной в форме ручной гранаты. Поскольку видеоарт - искусство межеумочное (фильм, но без сюжета, инсталляция, но движущаяся), постольку среди подавших на конкурс заявки участников много мастеров российского contemporary art. ….Еще одним хитом и символом темы нынешнего Медиафорума стал фильм 1983-1984 годов классика современного искусства Билла Виолы под названием «Обратное телевидение - портреты зрителей». По силе эмоционального воздействия эта видеосюита сопоставима с великим гипнозом полотна жившего в первой половине прошлого века Гранта Вуда «Американская готика»…»
03.07.2006
«…Вот уже семь лет Медиа Форум при Московском кинофестивале колдует над своей миссией экспериментальной площадки для художников, перформеров, видеоартистов и аниматоров. Совсем как в старом анекдоте: «Требуется колдун, шарлатанов просим не беспокоиться». Граница между опытным мастером и талантливым дилетантом здесь бывает незаметна. Тем не менее форум эволюционирует, каждый раз поднимаясь на новую ступеньку.
28.06.2006 «…Медиа Форум проходит уже седьмой год. Это первый фестиваль медиаарта, возникший в России. Его задача - познакомить российского зрителя с искусством новых медиа, с авангардным направлением в творчестве художников, видеоартистов, перформеров и аниматоров. Это - своеобразная площадка для самых смелых проектов и экспериментов в области языка и техники средств массовой информации, пробы новых форм и обмена свежими идеями. Несмотря на то, что медиаискусство на сегодняшний день — самое молодое из искусств, оно нашло множество поклонников и последователей во всех странах мира…»
23.06.2004 «… Различные «реалити-шоу», льющиеся одним бурным потоком с экрана телевизора, размыли границы и спутали определения. «Art reality show/Перекодировка» - попытка сравниться с масс-продуктом посредством противопоставления ему. Медиа-Форум изначально был маргинален в контексте VVRA/ Но со временем он становится все популярнее. Изначально Медиа-Форум был программой, которое занимала пятнадцатое место в списке фестивальных событий. В этом году уже четвертое. Видеоарт на пути своего развития оказался под угрозой слияния со своим антиподом – массовой культурой…»
28.06.2003 «…Завершился четвертый по счету Медиа Форум, проводившийся в рамках XXV ММКФ. На закрытие, которое состоялось 27 июня в «Клубе на Брестской», пришли самые авангардные представители медиа-культуры, организаторы программы, журналисты и просто поклонники арт-трэша и видеоарта. Вход был свободный, поэтому народу собралось немало…»
7.07.2003 «…Почему такой интерес к трешу, к кино, обычно снимаемому на ничтожные деньги, коряво изготовленному, изумляющему абсолютной нелогичностью сценарных ходов, задворочному, часто чудовищно жестокому и по-тупому беспросветному?»
23.09.2003 «В Москве мы решили устроить хотя бы небольшую Лабораторию, которая стала бы первым знакомством с инфоактивизмом. Однодневная ЛТМ прошла 26 июня в Клубе на Брестской в рамках МедиаФорума XXV Московского кинофестиваля, организаторами стали центр MediaArtLab. Со-модератором был гость из Амстердама, один из основателей next5minutes Дэвид Гарсиа. Дмитрий Модель рассказал о новом проекте IndyVideo, посвященном социальным акциям и их документации, и о том, как видео-активисты избегают медиа-манипулирования, пользуясь идеями «Манифеста «Догмы» для документального кино» Ларса фон Триера и его сотрудников; Никита Раскатов представил только что запущенный сайт новостей и политической экспертизы Anarchist.ru; Борис Куприянов представил книжный магазин «Фаланстер», тесно связанный с «тактическим книгоиздательством»; Сергей Сальников рассказал о своем фестивале «Стык», который уже не первый год показывает по декабрям в Доме Ханжонкова «сверхлюбительское кино»; а о российских IndyMedia говорил один из редакторов сайта Михаил Цовма…»
26.06.2003 «…Этот смотр, проходящий в Доме Кино, призван познакомить широкую аудиторию с мастерами экрана, работающими по новым технологиям. «Медиа Форум» проходит при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете, посольства Нидерландов, Британского совета. Его возникновение связано с интересами общественности к развивающимся формам компьютерных технологий…»
24.05.2001 «…Медиа Форум – это проект, объединяющий самые радикальные инициативы, которые доступны широкой аудитории через Интернет. Честно говоря, ответ на вопрос о возникновении программы Медиа Форум на ММКФ прост: с нами нельзя не считаться – мы медийно активны, мы гении коммуникации, а остальное – это модернизация официальной политики, культуры, социума и майка Adidas…»
19.06.2001 «…С появления видео-арта в начале 1990-х годов началось развитие медиа-искусства, искусства, создаваемого с использованием современных электронных и цифровых технологий. Работы, заявленные на конкурс, отражают тенденции развития видео-арта в последние годы, а многообразие тем, стилей и используемых технологий говорит о популярности жанра среди авторов…»
09.2001 «…Уникальная ситуация: в Москве собрались самые известные монстры видеоарта. Приехали художник Вуди Васюлка и его жена Штейна Васюлка – пионеры электронных искусств, которые начали еще в 60-х. Их перфоманс, в котором девушка со скрипкой играет перед экраном, а в зависимости от ее музыки облака на экране плывут, изменяя скорость и направление, сегодня уже классика. Присутствовали также родоначальник русского электронного искусства Сергей Шутов и медиатеоретик из Амстердама Эрик Клютенберг. В сложном потоке видео самыми интересными показались фильмы молодых французских художников и экспериментаторов голландцев. Динамичные, остроумные, радующие глаз, с хорошим саундтреком…»
08.2001 «…На официальном открытии «Медиа Форума 2001» зрители были свидетелями уникального по своей зрелищности и пластичности интерактивно перформанса «Computer-Video-Paint-Dance-ART». Как объяснили организаторы этого мероприятия, если «киноиндустрия нацелена на «пассивного» зрителя, внутренняя активность которого просыпается в момент катарсиса – сопереживания и очищения, то в медиа-культуре мы имеем дело с «активным» потребителем. Это новое поколение оппонентов искусства занимает активную позицию в восприятии творчества, где главную роль играют участие и интерактивность в сценарной логике произведения». Танец-пантомима на сцене был буквально вписан в компьютерную программу Photoshop, в которой на своем персональном компьютере прямо в зрительном зале работал художник, а зрители на экране в реальном времени наблюдали уникальное совмещение цветовых линий и движений танцоров. Вы хотите стать соавтором? Пожалуйста! Создавайте вместе с нами свое восприятие и видение происходящего. А потом на зрителей обрушилась видеопрограмма из медиа-коллекции Национального музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду – видеоэксперименты режиссеров Жана-Люка Годара, Криса Маркера и Питера Гринуэя. И было странно и непривычно до категоричности отвержения наблюдать, как эти мэтры, по сути дела создатели современного кинематографа, трепетно и бережно исследуют такой им знакомый, и в то же время таящий еще столько загадок и парадоксов язык кино, его новые ракурсы и возможности, его пластику и связанные с нею еще неизведанные эмоцианально-информативные пласты…»
20.06.2001 «…Заявленная организаторами цель форума — не просто познакомить публику с самим фактом существования медиа-культуры, как то было в прошлом году, но "проверить жизнеспособность экспериментального искусства в среде, где не делаются скидки на возраст и радикальность идеологии, эстетики и технологии"…»
19.07.2000 «…Сегодня в Москве открывается XXII Московский Международный Кинофестиваль. Есть слабая надежда, что благодаря новому менеджменту он перестанет быть тусовкой для ветеранов с ультрареакционными взглядами на кинопроцесс и станет чем-то более динамичным. Там даже появился Медиа Форум…»
29.10.2000 «…Первый ежегодный, первый с новым президентом— и страны, и фестиваля, первый поднявшийся, по утверждению его организаторов, на более высокий, "более международный" уровень и первый, где новые технологии применялись не только в традиционных киножанрах, но и были представлены в виде отдельной программы: компания Интерфест, Российская академия Интернета и Центр культуры и искусства "МедиаАртЛаб" провели в рамках кинофестиваля Медиа Форум — ретроспективный показ шедевров видеоарта, программу экспериментального видео- и киноарта последних лет и конкурс сетевых ресурсов "Кино в Сети"…» А также:... и многие другие! |