С 2000 по 2015 год команда МедиаАртЛаб проводила Медиа Форум — параллельную программу Московского международного кинофестиваля, которая объединяла современных художников и режиссёров на пограничной территории кино, видео- и медиаарта.
На протяжении шестнадцати лет Медиа Форум акцентировал внимание зрителя на синтезе кино и изобразительного искусства, новых способах создания визуальных произведений, неустанно доказывая, что кинематограф на самом деле гораздо шире, чем-то, что показывают в зрительных залах. Он может быть интерактивным и полиэкранным, создавать особую пространственную среду, которая органично включает в себя зрителя, а сами фильмы могут длиться днями, напоминая классическую живопись… Логичным кажется вопрос, неужели видеоискусство и традиционный кинематограф — конкуренты? Ведь граница так зыбка и уже почти неразличима: режиссеры представляют свои работы на биеннале, а видеохудожники становятся гостями кинофестивалей. И как же им теперь делить территорию? Медиа Форум стал одним из первых фестивальных проектов (наряду с параллельными программами фестивалей в Берлине и Венеции), посвященных систематическому изучению этого маршрута.
В рамках Медиа Форума проходил конкурс видеоработ, выставки, видео- и лекционная программа, которая включала мастер-классы от мировых знаменитостей, круглые столы и клубные события. За шестнадцать лет в Медиа Форуме приняли участие художники пяти континентов из более чем двадцати стран.
Медиа Форум возник когда‐то на «полях» большого фестивального «текста» — в роли то ли попутных заметок, то ли комментариев, то ли отсылок‐указаний на альтернативное кино. Видеоарт в своем противостоянии главному оппоненту — телевидению — искал дружеской поддержки у фестивального кино. Но «поля» все расширялись, комментарии превращались параллельный текст… В 2012 году Медиа Форум шагнул «в сторону тактильного кинематографа» и одновременно — вышел из кинозала в выставочное пространство, в частности, в пространство галерей, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «Екатерина» и Музея современного искусства «Гараж».
Благодаря Медиа Форуму зрители смогли увидеть смелые эксперименты в области интерактивного кино, саунд‐перформанса и видеоарта. На площадках Медиа Форума были показаны работы таких известных художников и режиссеров, как Эйя-Лииза Ахтила, Питер Гринуэй, Айзек Джулиан, Збигнев Рыбчинский, Ив Суссман, Фиона Тан, Харун Фароки, Омер Фаст, Ян Фудун, Гари Хилл, Йеспер Юст…
I Медиа Форум Московского международного кинофестиваля стал проектом, расширившим программу кинофестиваля, представив все разнообразие современного медиаискусства широкому зрителю. В рамках I Медиа Форума (тема «Новая экранная культура») были показаны видеопрограммы из коллекций Центра Жоржа Помпиду и Нидерландского института медиаискусства Montevideo/Time Based Arts. В Медиа Форуме приняли участие кураторы из обеих институций: Этьен Сандран и Яна Шуарен. Медиа Форум представил новые отношения между объектом современной культуры и зрителем. Новейшие течения современной культуры, связанные с новыми технологиями, позволили говорить, что эта часть культуры имеет своего зрителя, которого привлекает модель коммуникативного искусства, позволяющая ему интерактивно участвовать в драматургии художественного произведения (А. Исаев).
Темой II Медиа Форума стало «Мультивидео». Масштаб мероприятия значительно вырос — было проведено три международных конкурсных программы: видео, ТВ и Интернет. В них участвовали работы 2000–2001 годов художников из Америки, Западной и Восточной Европы, России, Японии, Австралии, стран СНГ, Гонконга, Индии и т. д.
В рамках Медиа Форума состоялась первая в России международная конференция о хранении и дистрибуции медиаарта «Доступ к вседоступному» / «Access to Excess», а также были показаны видеопрограммы из коллекций Центра Жоржа Помпиду, Нидерландского института медиаискусства Montevideo/Time Based Arts, Европейского фестиваля медиаискусства (EMAF), международного фестиваля Transmediale и других.
Работы победителей конкурсной программы II Медиа Форума по его завершению отправились в регионы. В частности, они были показаны в проекте «Новые медиа в Планетарии» в Новокузнецке, где были представлены работы Энди Кокса и Гэбриелы Газмен (США), Ольги Столповской и Виктора Алимпиева (Россия), Андрея и Юлии Великановых (Россия), Бьорна Вангена (Норвегия), Михаэля Бриннтрупа (Германия), Жюли Кристин Фортье (Канада/Франция).
Центральной темой III Медиа Форума стал российский видеоарта, на нем была представлена видеопрограммы из серии «Антология российского видеоарта. Границы определения» по темам «Видео и текст», «Видео и перформанс», «Видео и ТВ», «Видео и кино», «Видео и массмедиа», «Видео и звук» (всего 64 работы).
На III Медиа Форуме состоялись показы новейшего британского видеоарта «Городские мечтатели», ретроспективный показ шедевров видеоарта из коллекции Нидерландского института медиаискусства Montevideo/Time Based Arts, работы из номинации «MuVi-Reel» (приз за лучшее музыкальное видео) Международного фестиваля короткометражного кино «Oberhausen».
IV Медиа Форум был посвящен теме «trash & trashart». Организаторы ставили своей задачей поиск критериев позитивного радикализма в искусстве, технологиях и современных формах коммуникации.
Нас интересовали проекты, революционные по отношению к самой технологии. Зачем нужны новые технологии, если они не могут выразить тенденций нового мышления? Это старые медиа. Новые технологии — это прежде всего новые задачи и новые возможности мышления. (А. Исаев)
V Медиа Форум работал с темой «Art Reality Show» во всевозможных интерпретациях: реальное нереальное, рациональное иррациональное, инфернальное иное и т. д. Программа V Медиа Форума продемонстрировала различные технологии интерактивного искусства, а также эстетические и этические позиции в отношении «заложников» современной культуры и массмедийных технологий, которыми являются современные люди.
Темой VI Медиа Форума стал «Парк аттракционов». Опираясь на авангардную концепцию Сергея Эйзенштейна — «монтаж аттракционов», — VI Медиа Форум поставил задачу собрать «парк аттракционов», который был бы представлен современными технологиями в экспериментальном кино, видеоарте и интерактивном искусстве. Организаторы старались реактуализировать концепции Эйзенштейна в искусстве в соответствии с современным культурным контекстом и развитием технологий.
VII Медиа Форум прошел без участия своего основателя Алексея Исаева, скончавшегося в марте 2006 года.
Темой VII Медиа Форума стала «Авто (ритарность). Очерчивание границ».
Медиахудожник самим положением вещей поставлен в положение авто (ритарного) авторства. Во-первых, как творческая личность, генерирующая свой значимый дискурс, свою риторику. Он автоматически становится в оппозицию к тотальности: к своему материалу, к зрителю, к социуму, к власти, к времени и пространству. Авторизуя свою концепцию, он выдерживает риторический бой с контекстом. Только харизматическая, автономная, деспотичная риторика взламывает пустоту недоверия, безразличия, апатии. Чтобы утвердиться в своем авторитете, осуществить влияние искусства, автор блещет волей, силой, самооценкой, притязаниями; под этой эгидой он штурмует небеса, вырывается в глубокий авангард. Только амбициозных возьмут в будущее. (В.Мизиано)
Во-вторых, он вцепляется в щупальца власти — медиа. Он манипулирует ее манипуляторами. Медиа сами риторичны — без осуществления авторитета авторства они вырываются прочь. Художник, который управляет ими железной рукой, удваивает авторитарность и создает искусство.
VIII Медиа Форум состоялся под названием «Нагота: /игровая приставка/». При выборе темы организаторами двигала идея нового антропологического идеала, новой меры вещей медиа эпохи.
Нагота в философии эпохи постмодерна выступает ипостасью такого важнейшего понятия как телесность. Она выражает в пределе свойство постмодернистского «тела без образа» (Ж. Делез) быть экраном желаний. Тема, таким образом, ставит следующие проблемы в медиаконтексте: преодоления наготы экрана в пространственном взаимодействии с медиа, в интерактивности; снятия чрезмерной технологичности почти до состояния лоу-тех и выход из виртуального в реальное, возвращение к физическому телу; перформативности, которая дает возможность телу при взаимодействии с медиа из объекта желания превращаться в инструмент современной критической рефлексии; «Божественной комедии» — обнажающихся масс-медиа, создающих пародии на самих себя.
В рамках VIII Медиа Форума прошли ретроспективы Вито Аккончи «Performing Myself» (куратор — Нина Зарецкая) и Эрвина Вурма «Человек, который, чтобы сделать скульптуру, обогнул мир» (куратор — Константин Бохоров), а хитом стал фильм Ив Суссман (США) «Похищение сабинянок» (2006).
Одним из ключевых событий IX Медиа Форума стал перформанс авангардиста Питера Гринуэя, который прославился знаковыми для всей истории кинематографа лентами. Отвергнув кинематографический нарратив, режиссер путешествует по миру, создавая мультимедийные инсталляции и мистериальные аудиовизуальные представления, демонстрируя свое мастерство художника-виджея. Именно в этой ипостаси он предстал перед зрителями кинофестиваля.
И это было еще не все. В рамках IX Медиа Форума были представлены новые фильмы Кена Джейкобса и прошла российская премьера его фильма «Star Spangled To Death», а также были показаны видеопрограмма международного фестиваля Transmediale и программа Калининградского филиала ГЦСИ «Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии».
В программу юбилейного X Медиа Форума вошло все только самое лучшее, новое и экстравагантное: полная версия «Семи интеллектуалов в бамбуковом лесу» китайского художника Яна Фудуна, ретроспектива работ датчанина Йеспера Юста, знаменитая трилогия Ив Суссман (от «Менин» Веласкеса до «Белого на Белом» Малевича), мультимедийный перформанс японского экспериментатора Риочи Курокавы, российская премьера «Провмызы», ночь лучших мировых медиафестивалей, а также лекции, мастер-классы, круглые столы и показ полиэкранного кино в выставочном пространстве.
XI Медиа Форум познакомил московскую публику с творчеством одного из самых известных американских видеохудожников, одного из тех, кто сделал видеоарт таким, каким мы его сегодня знаем — Гари Хилла. Самые последние его работы были представлены на выставке в GMG Gallery, а в Центре современной культуры «Гараж» состоялся показ классических видео художника и его мастер-класс.
За вечеринки XI Медиа Форума отвечали культовые сетевые художники JODI, устроившие live-перформанс в клубе «Солянка». Также в клубном формате состоялись показы лучших работ PRIX Ars Electronica и фестивалей Transmediale, PIKSEL и Japan Media Arts Festival.
Одним из главных событий XI Медиа Форума стала ретроспектива видеоарта Центральной и Восточной Европы «Transitland», в которую вошли работы со времени падения Берлинской стены и до наших дней. Ретроспектива включала мероприятия в разных форматах: выставку, показы, круглые столы и мастер-классы.
XII Медиа Форум строился вокруг серии выставок «Расширенное кино», площадкой для которых стали Московский музей современного искусства (ММСИ) и Центр современной культуры «Гараж».
К открытию XII Медиа Форума был издан каталог-исследование с подборкой ключевых публикаций, касающихся пересечения двух сфер экранной культуры, и представлением работ участников XII Медиа Форума во всем многообразии их восприятия и анализа темы «расширенного кинематографа».
В ММСИ были показаны работы Фионы Тан (Нидерланды), Дуга Айткена (США), Йоханны Биллинг (Швеция), Харуна Фароки и Антье Эйманна (Германия), Гари Хилла (США), Анри Сала (Албания), Ранбира Калики (Индия), Юрия Календарева (Италия/Россия), Керен Ситтер (Израиль/Германия), группы «Тот-Арт» (Россия), Елены Ковылиной (Россия), Алмагуль Менлибаевой (Казахстан), группы «Провмыза» (Россия), группы «Синий суп» (Россия), Таус Махачевой (Россия), Юрия Альберта (Россия), Виктор Алимпиева (Россия) и других.
В «Гараже» были показаны три полиэкранных видеоинсталляции: европейская премьера работы «Пятая ночь» (2010) Яна Фудуна (Китай), самая свежая работа Эйи-Лиизы Ахтилы (Финляндия) «Благовещение» (2010) и «Дерек» (2008) — одна из частей громкого проекта Айзека Джулиана (Великобритания).
На открытии XII Медиа Форума в «Гараже» состоялся живой мультимедийный перформанс Риодзи Икеды (Япония) «Test Pattern».
Центральное событие XIII Медиа Форума — выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» в Фонде культуры «Екатерина» — продолжила проект «Расширенный кинематограф», начатый в 2011 году.
Выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» состояла из нескольких разделов, каждый из которых относился к определенному типу работы режиссера с экраном и со зрителем: «Чистое кино», «Монтаж аттракционов», «Тактильный кинематограф», «Машиновидение» и «Интерактивный кинематограф». На выставке были показаны работы Нам Джун Пайка (США), Кена Джейкобса (США), Пола Клипсона (Великобритания), Пии Тикки (Финляндия), Алексея Исаева (Россия), ВАЛИ ЭКСПОРТ (Австрия), Вуди и Штейны Васюлок (США), Збигнева Рыбчинского (Польша), Перри Бард (США) и многих других.
Помимо выставки в программу XIII Медиа Форума вошли мастер-классы, лекции и семинары художников-участников проекта.
XIV Медиа Форум представил выставку «Расширенное кино—III. Мокьюментари: Реальности недостаточно» — актуальный срез современного искусства в пограничном жанре кино, видео- и медиаарта. Экспозиция собрала работы современных зарубежных и российских художников, применяющих стратегию псевдо-документалистики и мокьюментари. Выставка ставила вопрос о размытии границ между фикцией и реальностью в эпоху медиазависимости, информационного шума и некритического потребления информации и образов.
Участниками выставки стали Харун Фароки (Германия), Омер Фаст (Израиль), Милица Томич (Сербия), Моника Штудер и Кристоф ван ден Берг (Швейцария), Дмитрий Венков (Россия), Роман Мокров (Россия) и другие.
В 2014 году Медиа Форум продолжил осваивать новые территории. Темы XV Медиа Форума — эксперименты на стыке визуального искусства, мультимедиа‐театра и энактивного кино.
Новомодный термин «энактивное кино» стал приобретать популярность в 2008 году. С тех пор у него прибавилось поклонников, но и скептиков немало. Поклонники, продвигающие научные исследования, выявляющие реакции мозга на визуальные образы и события фильма, рисуют захватывающие перспективы. Например, коллективного просмотра персональных снов в дружеском кругу или на YouTube. Превратить сны в коллективный фильм должны помочь кресла с биосенсорными датчиками, призванные обеспечить буквальную связь зрителя с проекцией, которая будет меняться в зависимости от эмоционального и психофизического состояния зрителя. В отличие от интерактивного кино, где человек сознательно делает выбор эпизода и поворота сюжета, в энактивном кино зритель будет менять фильм, даже не задумываясь об этом. Скептики говорят, разумеется, о том, что зритель рискует стать разновидностью лабораторной мышки, и о том, что хорошие фильмы и без сенсорных датчиков хочется смотреть снова.
Основными событиями XV Медиа Форума стали научная конференция «От монтажа аттракционов до нейрокино», премьера медиаспектакля «Смерть Тарелкина», созданного Открытой школой «Манеж/МедиаАртЛаб» в сотрудничестве с Центром танца и перформанса «ЦЕХ» и Театром «Балет Москва», выставка Николая Онищенко «Туман. Остановка» (совместно с галереей «Триумф»), интерактивное шоу «Кинохаракири» Мастерской Индивидуальной Режиссуры.
В 2015 году акцент XVI Медиа Форума был смещен на звук. Обращаясь к звуку как одному из основных выразительных средств в видеоарте и кино, мы понимаем под «звуком и слушанием» своего рода структуру, которая раскрывает взаимоотношения людей в социуме.
Видеопрограмма «Прогулки с трубадуром» — первая часть долгоиграющего проекта (впереди — показы, мастер-классы, выставка), в которую вошли работы художников, работающих на границе кино, видеоарта и музыки, которые раскрывают скрытую перформативность современных социальных и художественных процессов.
Среди участников выставки Гвидо ван дер Верве (Нидерланды), Анри Сала (Албания), Гари Хилл (США), Йоханна Биллинг (Швеция) и другие.
Также XVI Медиа Форум представил показ работ молодых российских видеохудожников в цикле «Большие надежды».