Важнейший проект «МедиаАртЛаб» — это «Медиа Форум», фестиваль, последовательно исследующий противоречия и пересечения кинематографа и видеоарта. На эту программу приезжали мировые знаменитости, художники, режиссеры и теоретики. Они разговаривали о совершенно особом опыте кинозала, где зритель сидит прикованный к креслу в темноте, пассивный, неспособный оторваться от картинки на экране. Ему противопоставляли другой опыт — просмотра видеоарта в галерее, когда изображение окружает тебя со всех сторон, воздействует на все органы чувств, причем, ты приходишь не к началу работы, отвлекшись на описание проекта, пропускаешь середину и не досматриваешь конец, потому что впереди еще целая выставка. И именно в этот момент ты оказываешься идеальным зрителем, свободным выбирать и формировать свой эстетический опыт, быть не потребителем, а соавтором.
Вся эта стройная система противопоставления авторитарного кинематографа и вольного видеоискусства разрушилась в 2020-м, когда те и другие фестивали или отменились, или переехали в сеть. Лишь Венецианский кинофестиваль цеплялся до последнего за священное предстояние зрителя огромному экрану, но при 25-процентной наполняемости зала это только усилило впечатление капитуляции индустрии. Оказалось, что и кино, и видео — все смотрят теперь одинаково, с компьютера и на диване, былые различия утратили силу и смысл. Мы получили аудиторию, на которую мы раньше не претендовали, — со всех уголков планеты, и тактильный голод, и общую усталость от экрана. Кажется, сейчас самое время поговорить об искусстве движущихся образов, каким оно стало и каким будет впредь.
Вопросы для обсуждения: Как в изоляции мы переопределяем нашу культурную жизнь в свете новых ограничений? Как вернуться к физической и публичной демонстрации фильмов и видео после бесконечных онлайн-выставок? Появятся ли новые онлайн-киноплатформы, расширяющие наш опыт восприятия движущегося изображения? Возвращающие нам переживания заботы и тактильности? Великие эпидемии, пандемии и войны всегда сопровождались драматическими изменениями в искусстве, какие изменения нас ждут в связи с коронавирусом? Как изолированное тело или болезнь были представлены в движущемся изображении? Каковы формальные и вымышленные стратегии, принятые художниками прошлого и настоящего для отражения условий пандемии? Удастся ли нам замедлить поток атакующих нас образов?
Модератор: Ольга Шишко (Россия), куратор, учредитель MediaArtLab
Участники: Реймонд Беллур (Франция), Петер Вайбель (Австрия), Милош Войтеховский (Чехия), Борис Дебакер (Бельгия/Нидерланды), Александра Дементьева (Россия/Бельгия), Криста Зоммерер (Австрия) и Лоран Миньонно (Франция), Оля Лялина (Россия), Бьёрн Мельхус (Германия/Норвегия), Шелли Сильвер (США), Пия Тикка (Эстония), Олеся Туркина (Россия), Кэти Рэй Хоффман (США), Эркки Хухтамо (Финляндия/США).
Реймонд Беллур (Франция). Один из самых влиятельных теоретиков кино и искусства движущегося изображения. Преподавал на факультете кино и аудиовизуальных исследований Университета Париж III — Новая Сорбонна, был приглашенным профессором Университета Нью-Йорка и Калифорнийского университета в Беркли. Почетный директор по науке Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже. В 1991 году вместе с Сержем Дане учредил журнал Trafic. Написал множество книг о кино и литературе и организовал несколько персональных и групповых выставок, среди которых знаковый проект Passages de l'image (Центр Помпиду, 1989–1990). Живет и работает во Франции.
Петер Вайбель (Австрия). Художник, теоретик искусства и медиа, куратор. В 1993–1995 годах был комиссаром австрийского павильона на Венецианской биеннале. Художественный директор Биеннале в Севилье Biacs3 (2008) и Московской биеннале современного искусства (2011). С 1999 года председатель и CEO Центра искусства и технологий в Карлсруэ, с 2017 года директор Исследовательского института цифровой культуры Петера Вайбеля при Венском университете прикладных искусств. Среди его последних наград: австрийский почетный знак «За науку и искусство» 1 категории (2010), Премия Оскара Кокошки (2014) и австрийская художественная премия в категории «Медиаискусство» (2017).
Милош Войтеховский (Чехия). Художник, куратор, журналист. Исследует отношения между искусством, технологиями, экологией, саунд-артом, особое внимание уделяет проектам, реализуемым сообществами. В 1995 году был назначен куратором коллекции модернистского и современного искусства Национальной галереи в Праге. В 2007 году вместе с Романом Беркой и Павлом Беднарем основал Институт интермедиа в составе Чешского технического университета в Праге (ČVUT) и Академии исполнительских искусств в Праге (AMU). С 2019 года член ассоциации Vasulka Kitchen Brno(Брно). Живет и работает в Праге, Чехия.
Борис Дебакер (Бельгия/Нидерланды). Художник и исследователь, читает лекции на факультете «Трансмедиа» в Школе искусств LUCA (Брюссель), возглавляет лабораторию V2_Lab (Роттердам). В 2010 году был номинирован на премию «Liedts-Meesen» в категории «Новые медиа», в 2014 году получил премию «Georges Delete» за Лучшую оригинальную музыку и саунд-дизайн, а в 2015 году — премию «Ensor» за саунд-дизайн. Живет и работает в Бельгии.
Александра Дементьева (Россия/Бельгия). Художница, работает в области видеоарта и интерактивной инсталляции. Ее работы были представлены на мировых площадках, среди которых Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Московский музей современного искусства, Centro de la Imagen (Мехико), фестиваль FILE (Сан-Паулу), Музей искусства Нойбергера (Перчейз, Нью-Йорк) и др. Профессор Королевской академии искусств в Брюсселе. Один из учредителей Центра цифровой культуры и технологий iMAL, а также с 2008 года — активный участник сообщества медиалаборатории CYLAND. Живет и работает в Брюсселе, Бельгия.
Криста Зоммерер и Лоран Миньонно (Австрия/Франция). Всемирно известные медиахудожники, исследователи, пионеры интерактивного искусства. Их интерактивные компьютерные инсталляции экспонируются на площадках по всему миру, включая Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ, Центр NTT InterCommunication Center (Токио), Фонд Картье (Париж), Центр Ars Electronica (Линц). Среди их наград премия World Technology Award (Великобритания, 2001), премия «Овация» Фестиваля интерактивных медиа (США, 1995), «Золотая Ника» премии Ars Electronica (Австрия, 1994). Художники — профессора Университета искусства и дизайна Линца, где они возглавляют программу «Культуры интерфейса». Живут и работают в Линце, Австрия.
Оля Лялина (Россия). Медиахудожница, теоретик новых медиа, один из пионеров нет-арта. С 1990-х годов активно занимается сетевым искусством. Использовала себя в качестве модели GIF-изображения. Ее работы выставлялись в Новом музее (Нью-Йорк), Институте современного искусства (Бостон), музее Стеделийк (Амстердам), галерее Whitechapel (Лондон), Доме электронных искусств (Базель) и в других культурных институциях. Основатель одной из первых веб-галерей Art Teleportacia. Соучредитель и хранитель архива One Terabyte of Kilobyte Age. Профессор Академии Мерц (Штутгарт). Живет и работает в Германии.
Бьёрн Мельхус (Германия/Норвегия). Художник, работающий с экспериментальными короткометражными фильмами, видео и инсталляциями. Видеопоказы его работ проходили в Тейт Модерн и центре LUX (Лондон), Музее современного искусства MediaScope (Нью-Йорк), Центре Помпиду (Париж) и других. Его работы выставлялись на персональных и групповых выставках в Музее Уитни (Нью-Йорк), центре FACT Liverpool (Ливерпуль), Музее Людвиг (Кельн), галерее Serpentine (Лондон), Центре искусств и медиатехнологий в Карлсруэ и др. Принимал участие в Стамбульской биеннале (2003). С 2003 года является профессором изящных искусств и виртуальной реальности Художественной академии в Касселе. Живет и работает в Берлине, Германия.
Шелли Сильвер (США). Художница, работает с кино, видео и фотографией. Ее фильмы транслировались на каналах BBC (Великобритания), PBS (США), Arte (Германия), Planète+ (Франция) и других. Ее работы демонстрировались на различных площадках и в рамках фестивалей, среди которых Венский кунстхалле, Шанхайский музей современного искусства Дуолун, Музей современного искусства (Нью-Йорк), центр The Kitchen (Нью-Йорк), Центр Помпиду (Париж), Тейт Модерн (Лондон), Музей современного искусства Лос-Анджелеса, Институт современного искусства Лондона, Берлинский кинофестиваль. Доцент визуальных искусств факультета искусств Колумбийского университета. Живет и работает в Нью-Йорке, США.
Пия Тикка (Эстония). Художница, доктор философии, профессор Центра передовых технологий в медиаинновациях и цифровой культуре (MEDIT) Балтийской школы кино, медиа, искусства и коммуникаций Университета Таллинна, ключевой исследователь проекта NeuroCine. В качестве режиссера доктор Тикка сняла художественные фильмы «Дочери Йемайи» (1996) и «Песчаная невеста» (1998), а ее работы выставляются по всему миру. Она принимала участие в различных проектах по интерактивным медиа, например, в проекте «Энактивное кино», поддерживаемом Академией Финляндии. Этот проект получил премию Möbius Prix Nordic в категории «Интерактивный сторителлинг» (2005).
Олеся Туркина (Россия). Кандидат искусствоведения, куратор, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, доцент СПбГУ, критик, действительный член Федерации космонавтики России (с 1999 года). Куратор многочисленных выставок, посвященных космосу, которые проходили на таких площадках как Главная (Пулковская) Астрономическая Обсерватория РАН (Санкт-Петербург), фонд Calvert 22 (Лондон). Начиная с 1990-х годов, работает над выставками видеоарта в Русском музее и организацией международных фестивалей видеоарта. Автор ряда публикаций, посвященных космосу, в том числе «Soviet Space Dogs» (Лондон, 2014). Работала с Музеем Юрской технологии (Лос-Анджелес) над серией фильмов о космосе и обсерваториях.
Кэти Рэй Хоффман (США). Куратор, писатель, исследователь. Доцент электронных искусств Политехнического института Ренсселера (RPI) (Трой, Нью-Йорк), куратор виртуальной музейной системы «Van Gogh TV». Вместе с Маргарет Ярман основала раздел pop~TARTS в онлайн-журнале Telepolis. Сомодератор женской имейл-рассылки FACES. Живет и работает в США, Канаде и Европе.
Эркки Хухтамо (Финляндия/США). Доктор наук, всемирно известный историк и теоретик медиа, специалист по истории и эстетике медиа. Один из основателей нового направления исследований — археология медиа. Профессор факультета медиаискусства и факультета кино, телевидения и цифровых медиа Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Куратор выставок и фестивалей в Европе, США и Австралии, среди которых Музей современного искусства Киасма (Хельсинки), Международный австралийский видеофестиваль (Сидней) и другие.