Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» и Проект ЖИР представляют:
«OKK/Raum 29. Лидеры общественного мнения» в рамках подготовки второго международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар»
В октябре 2012 года в Санкт-Петербурге была представлен проект коллектива OrganKritischerKunstпо инициативе Проекта Жир и центра МедиаАртЛаб. Четверо художников из Берлина и группа активистов из Санкт-Петербурга провели совместный воркшоп по активистскому искусству.
“Как коллектив, мы не являемся ни спасателями разлагающегося общества, ни идеологами или героями: мы не являемся последователями ни одной из этих эгоцентричных моделей. Мы не продвигаем и не олицетворяем никакие идеологии, учения или убеждения.” (коллектив ОКК - 2012)
Мы видим себя в качестве участников системы, платформы для активистского искусства между художниками и простыми гражданами. Мы воспринимаем это как демифологизацию художников и их талантов. Коллективное активистское искусство подразумевает работу в структуре, при этом избегая иерархичной системы и поощряя освободительные движения в обществе. Совместная работа объединяет в себе демократические структуры и практики искусства. Являясь социальным институтом, искусство имеет своей целью создание культуры информирования общества, культуры совместной деятельности и совместного развития идей.
“Задачей коллективной и междисциплинарной деятельности, а также работы как группы является разработка эффективных коммуникативных методов и методов взаимодействия для построения продуктивного, ненасильственного, открытого диалога (без попыток доминировать). Агрессивные высказывания и отчаянная защита идей и идеологий – это часть нашего колониального поведения, поведения гегемона; что совсем не идёт на пользу диалогу и коллективной деятельности. Способность к восприятию, самовыражению и попытки понять и стать понятым – это предварительные условия для совместной и междисциплинарной культурной работы! […] Желание, мотивированное неконтролируемой ненавистью, эгоцентризмом и тщеславием, выраженное в стремлении увековечить свои имена на страницах истории в тот самый момент рождения нового мира, является одной из проблем, которая должна быть “деконструирована и деколонизирована”, так как наше элитарное, иерархическое мышление берёт свои корни в западной колониальной политике. [...] Некоторые наивные сторонники саморазрушающего дискурса в искусстве представляют собой небольшие, закрытые группы, чья аудитория посвящает себя умеренным, эгоцентрическим направлениям авангардного движения, полного противоречий, в котором участников больше интересует то, что их имена будут включены в учебники истории, вместо того, чтобы заботиться о взаимодействии различных групп и, следовательно, продуктивной работе. Такие группы имеют тенденцию к ностальгической реанимации и имитации черт ранее тщеславных, тоталитарных, туманных дискурсов теоретиков ("социального") искусства .” (Pablo Hermann, Juan Pablo Díaz: „Interventionen der Kunst in der Demokratie“. Edition Assemblage)
Цель воркшопа с участием художников, активистов и студентов искусствоведческих ВУЗов в Санкт-Петербурге заключалась в разработке подвижного инструмента артикуляции несправедливости в различных контекстах. Мы использовали идею “двигателя общественного мнения”, как числовое, так и моделирующее средство общественного вмешательства, в качестве концептуальной отправной точки.
Лидеры общественного мнения – это подвижная структура, которая помогает людям проявлять своё мнение в обществе. В настоящее время сложно эффективно распространять собственное мнение, так как в этом деле соперником выступает постоянный поток рекламных объявлений и информации. В рамках воркшопа мы рассмотрели стратегию, методы и практику эффективных слоганов, а также способы креативного размещения изображений в публичном пространстве.
Затем мы пригласили Рикардо Рамиреса (совместно с которым мы в свое время разработали вторую часть Проекта Молот) и Роберта Хубера (с которым мы сотрудничали в течение работы над проектом „PaintSyndicate“ в Берлине и на 1-м московском фестивале активистского искусства “ МедиаУдар”), для проведения аналогового и дигитального модулей воркшопа.
Мы пригласили Андрюса Савицкаса (с которым мы ранее сотрудничали в работе над проектом “2012 – это время государственной измены” и “ POT/Kassel ”) для разработки дигитальной части проекта.
Таким образом в Санкт-Петербург мы приехали из Берлина с новой командой. Там мы встретились с группой художников и активистов круга сквота Ким Чен Ир, среди которых оказались студенты Академии искусств имени Мухиной.
В аналоговом модуле (уличные марионетки) рассматривается поведение соединённых двумерных марионеток, чтобы представить разные концепты, относящиеся к определённым ситуациям в публичном пространстве. Целью данной конструкции марионеток является создание диалоговой и театральной атмосферы для наиболее эффективного распространения сообщение в общественном пространстве.
Разные техники такого рода представления помогли нам определить темы для обсуждения. Тема воркшопа и форма её представления были определены основываясь на пошаговом диалоге с участниками коллектива.
В целях создания объекта была обговорена техника и использование различных материалов (дерева, картона, клея, стружки, красок) и инструментов. Для того, чтобы выбрать тему касательно определённых ситуаций, институций или людей, и создать узнаваемые образы в публичном пространстве, была разработана символика, которая могла быть создана в театральной форме с применением ироничных ситуаций и марионеток. Далее прорабатывалось использование физических и хореографических возможностей.
Дигитальный модуль (спам-рассылки) снабжает участников текстовыми и кино- материалами из Интернета с целью внедрения двигателя общественного мнения в численную публичную сферу - в данном конкретном случае в качестве спам-рассылок через электронную почту. Для функционирования данной формы спам-рассылок создаётся специальная форма (адрес электронной почты). Наиболее важный аспект описанного предложения – это исследование теории и применение на практике цифровых, культурных материалов, которые могут также использоваться и в других сферах социальной активности. В случае с пространным представлением, в котором сам по себе капитализм раскрывается как в публичной сфере, так и в частной жизни, он может быть раскритикован как система отчуждения на разных уровнях. Втожевремяцелидолжныбытьпоставленыконкретно.
Защищённый традицией “Антиикусства”, этот метод принадлежит работам Питера Бергера, Роджера Тейлора, движениям MultipleIdentity и Art-Strike, и используется, чтобы показать переосмысление дескриптивного статуса современного общества культуры и искусства и в то же время соприкоснуться с культурной традицией радикального, неаутентичного, лишённого креатива стиля.
12. Октября 2012, 19.00: Презентация ОКК группы
Книжный магазин “Все свободны” (Набережная реки Мойки, 28)
Были представлены самые важные проекты ОКК (проекты, выставки, тактические медиа) и формы взаимодействия коллективной работы. В качестве отправной точки сложных отношений между политической идеологией и рамками концепции Европейского искусства была проанализирована последняя Берлинская Биеннале. В политическом искусстве свою роль играет институциональный расизм, равно как и анализ элитарной концепции карьеры в искусстве. В ходе презентации художники обсудили политическую идеологию стратегий третьей позиции и менее согласованные эффекты когнитивного диссонанса (в рамках применения теории двойного штопора).
13. – 16. Октября 2012: Разработка и запуск семинара.
Студия Непокоренные, проект Ким Чен Ир, Академия Художеств
С командой примерно в 15 участников была проведена открытая дискуссия в рамках с целью организовать рабочее пространство в ближайшие дни. Мы также обсудили два вышеуказанных варианта, или модуля, и формы воркшопа. Обсуждение также коснулось индивидуальных интересов и интересов группы, а также темы обмена ими с помощью двигателя общественного мнения. Более глубоко были рассмотрены определённые ситуации и их критика.
Затем мы вынесли на обсуждение случаи коррупции и спорных решений, принятых факультетом Санкт-Петербуржской Академии искусств имени Мухиной (сокращённо “Муха”, что совпадает с названием насекомого), и злоупотребление их инфраструктурой и студентами. Из-за прошедших массовых студенческих протестов было решено провести собрание с профсоюзом ассоциации художников в их главном здании в Санкт-Петербурге (так как это собрание было категорически запрещено проводить в здании Академии), которое было назначено через два дня после начала воркшопа. Именно это собрание и послужило начальным этапом идеи для воркшопа. Совместными усилиями мы разработали план и обменялись идеями.
В ходе подготовки семинара мы договорились работать над контекстом случая с Академией Искусств имени Мухиной в Санкт-Петербурге. Для подготовки выступления перед пресс-конференций у нас было всего два дня и, следовательно, нам пришлось решать какому из модулей стоит уделить внимание и какая из форм будет иметь больший результат. 13 из 15 участников высказались за создание марионетки, так как они находят это более продуктивной и подходящей формой выступления . Эту куклу мы продемонстрировали на собрании в Академии Художеств.
Этот модуль воркшопа проводился параллельно с остальными модулями, и участники принимали участие в спам-рассылке. В промежутке некоторые студенты возвращались или наоборот переходили к другому модулю и тем самым привносили вклад в оба из них.
В ходе воркшопа мы отказались от формы монолога или прямой обучающей деятельности, благодаря чему результаты обучения вынесли для себя как команда ОКК, так и наши российские коллеги.
текст — Пабло Херманн, группа ОКК
Команда OKK:
Андриус Савкас/Andrius Savickas: медиа — художественная поддержка, онлайн организация воркшопов
Рикардо Рамирес/Ricardo Ramirez: техника — художественная поддержка, производственная организация воркшопов
Хуан Пабло Диас/Juan Pablo Diaz: медиа — художественная поддержка, сопровождение проекта
Пабло Херманн/Pablo Hermann: теория — художественная поддержка, сопровождение проекта
Схема изготовления куклы-марионетки
Проект спонсирован из средств Года Германии в России 2012/13.
Год Германии в России 2012/13 проходит под девизом: «Германия и Россия: вместе строим будущее». С июня 2012 по июнь 2013 года Германия будет представлена по всей России широким спектром проектов, охватывающих политику, экономику, культуру, образование и науку. Год Германии призван укрепить российско-германские партнерские отношения, предложить идеи для решения глобальных вопросов и открыть новые дороги в совместное будущее России и Германии. Организаторами Года Германии 2012/13 являются Гете-Институт, Министерство Иностранных Дел Германии, Восточный комитет германской экономики при поддержке Российско-Германской Внешнеторговой палаты.