12 апреля 14:00
Сессия «Новая история Авангарда»
Питер Гринуэй (Великобритания), Саския Боддеке (Нидерланды).
Круглый стол «Поиски авангарда. Прошлое, Настоящее. Будущее»
Модератор Олеся Туркина
15 апреля 19:00
Сессия «Художники авангарда и театра», часть 1
Модератор Михаил Левитин
17 апреля 19:00
Сессия «Художники авангарда и театра», часть 2
Модератор Любовь Пчёлкина
19 апреля 15:00
Сессия «Русский авангард на Западе: интерпретации, влияние, проблемы понимания»
Модератор Екатерина Бобринская
22 апреля 19:00
Сессия «Русский авангард и политика (от анархизма до коммунизма)»
Модератор Наталья Смолянская
24 апреля 19:00
Сессия «Графический звук. Микротональный авангард. Оптический синтез»
Модератор Андрей Смирнов
24-25 апреля 10:00-17:00, в МВЦ «Рабочий и Колхозница»
Оптико-звуковой воркшоп Дерека Хольцера (Германия) — по предварительной регистрации
26 апреля 17:00
Специальное событие
Презентация результатов оптико-звукового воркшопа Дерека Хольцера и перформанс “ToneWheels”
29 апреля 19:00
Сессия «Современный композитор и авангард»
Александр Маноцков, Дмитрий Курляндский и Владимир Раннев (все – Россия)
Концерт-демонстрация, при участии Московского ансамбля современной музыки (МАСМ).
12 мая 19:00
Лекция Кристины Лоддер (Великобритания) «Братья Стенберги и конструктивизм»
Еврейский музей и Центр Толерантности, Москва, ул. Образцова 11, стр. 1А
13 мая 19:00
Сессия «Конструктивизм и производственное искусство»
17 мая 17:00
Ольги Шишко — экскурсия по проекту «Золотой век русского авангарда».
18 мая 17:00
Финисаж и презентация каталога выставки Питера Гринуэя и Саскии Боддеке – вход свободный
20 мая 19:00
Сессия поэтических перформансов
22 мая 19:00
Сессия «Баухаус и ВХУТЕМАС — взаимные влияния»
Модератор Ирина Чепкунова
24 мая 15:00
Специальное событие
Николай Васильев (автора книги «Архитектура авангарда») – архитектурная экскурсия.
27 мая 19:00
Сессия «Фильм, как инсталляция / Инсталляция, как фильм»
12 июня 19:00
Спецпрограмма от журнала «Театр»
«Исследование являения авангарда в современном театре»
14 июня 17:00
Сессия «Расширенное смотрение: Институт пространственных экспериментов»
Модератор Анастасия Шавлохова
Юлиус фон Бисмарк, Фабиан Кнехт, Лукас Топфер, Маркус Хоффманн (все — Германия).
17 июня 19:00
Сессия «Авангард дигитального текста»
Роберто Симоновски (Германия) «Авангард дигитального текста»;
Евгений Горный (Россия).
21 июня 19:00
Специальное событие
Мультимедийный перформанс группы «The Chameleons Group» и Стива Диксона «Бесплодная земля»
21 июня 17:00
Сессия «От монтажа аттракционов до нейрокино»
Часть 1. «Многомерность психического воздействия. Музыка, кино и театр»
22 июня 15:00
Сессия «От монтажа аттракционов до нейрокино»
Часть 2. «Эксперименты киноавангарда»
Николай Изволов (Россия), Александр Дерябин (Россия).
Часть 3. «Современные поиски в области нейрокино и энактивного кино»
26-27 июня 19:00
Специальное событие
Премьера мультимедийного спектакля «Смерть Тарелкина». Совместный проект Открытой школы «Манеж/ МедиаАртЛаб», Центра танца и перформанса “ЦЕХ” и Балета «Москва».
Исследовательская программа «Проекции авангарда», стартовавшая в апреле 2014 года, представляла собой комплекс разнообразных мероприятий: мини-конференций, лекций, дискуссий, музыкальных и театральных реконструкций, кинопоказов и экскурсий. В программе приняли участие ведущие специалисты из различных отраслей гуманитарного знания: Екатерина Бобринская, Жан-Клод Маркаде (Франция), Кристина Кайер (США), Кристина Лоддер (Великобритания), Нина Гурьянова (США) и многие другие.
Второй семестр «Проекций авангарда» проводится в декабре 2014 года. Программа трансформируется в трёхдневный марафон, объединяющий перформансы, спектакли, лекции и кинопоказы, посвящённые современным реконструкциям авангарда. Художники, режиссеры, музыканты сегодня возвращаются к авангарду, переосмысляя его через художественные реконструкции и новые работы, в основе которых лежат эксперименты 1910-20-х годов. Второй семестр программы будет состоять из двух частей: тотальной живой инсталляции и конференции.
Тотальная живая инсталляция «Реконструкции авангарда»
3 и 5 декабря 2014 года, МГВЗ «Новый Манеж»
Тотальная живая инсталляция, посвященная синтезу искусств, представляет реконструкции в музыке, поэзии, визуальном искусстве, театре, архитектуре и кино. В экспозиции — объекты и артефакты уже существующих реконструкций, таких как первый опыт восстановления футуристической оперы «Победа над солнцем» режиссёра Галины Губановой, кинореконструкция Николая Изволова «Держи вора», проект Вячеслава Колейчука «Стереореконструкция башни III Интернационала Владимира Татлина» и др.
Также будут представлены живые перформансы, подготовленные специально для программы: новый проект режиссёра Галины Губановой — поэтико-пластическая постановка «сверхповести» Велимира Хлебникова «Зангези», звуковой перформанс «Трансформация шума» Петра Айду совместно с Музыкальной лабораторией, основанный на опыте Персимфанса, мультимедийный пластический перформанс «Путешествие квадратика» Анны Колейчук в авторской реконструкции. Специально для программы будет создан аудио-объект поэтического чтения партитур Сергея Бирюкова.
Конференция будет состоять из трех тематических секций. Первая из них, «Мифология авангарда», исследует острые и дискуссионные аспекты, поливалентность восприятия искусства авангарда сквозь призму новых мифов и мифологий. Вторая, «”Чёрный квадрат” и его интерпретации сегодня» предлагает к обсуждению различные интерпретативные аспекты самого известного шедевра русского авангарда — «Чёрного квадрата» Казимира Малевича (1915, ГТГ). Cекция «Реконструкции авангарда» фокусируется на актуальных вопросах интерпретации авангардного наследия и преломления концептуальных находок начала XX столетия в современном пространстве видео-, медиа- и саунд-арта в России и за рубежом. В конференции примут участие искусствовед и ведущий исследователь авангарда Александра Шатских, историк кино Николай Изволов, куратор Виталий Пацюков и др.
Все материалы программы «Проекции авангарда» составят уникальную базу для изучения истории авангарда и современных художественных практик и будут представлены в открытом доступе на официальном сайте МВО «Манеж».
Расписание событий второго семестра программы
«Проекции авангарда» — «Опыты реконструкций»
3 декабря, среда
15:30 Аккредитация журналистов на пресс-конференцию
16:00–17:00 Пресс-конференция «Проекции авангарда. Опыты реконструкции»
В рамках пресс-конференции участники и авторы «Проекций авангарда» обсудят с журналистами уже реализованные в этом году спецпроекты: программы «Смерть Тарелкина», «Золотой век русского авангарда» и возможные пути развития программы в целом.
Участники:
Ирина Толпина - генеральный директор Музейно-выставочного объединения «Манеж».
Ольга Шишко – куратор, исследователь, заместитель генерального директора МВО «Манеж» по инновациям в искусстве, автор идеи проекта.
Александра Шатских – доктор искусствоведения, специализируется на творчестве Казимира Малевича и Марка Шагала, а также других художников русского авангарда, автор более ста публикаций и нескольких книг, посвященных творчеству Малевича.
Олеся Туркина — ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея (СПб), критик, постоянный корреспондент ряда российских и зарубежных изданий.
Виталий Пацюков — искусствовед, куратор, заведующий отделом экспериментальных программ Государственного центра современного искусства (Москва).
17:00—19:00 Сессия «Реконструируя авангард: опыты художественного осмысления и воспроизведения практик авангарда в музыке, поэзии, театре, визуальной культуре» откроет программу, предваряя живые перформансы, вынесет на обсуждение актуальные вопросы интерпретации авангардного наследия и преломление концептуальных находок начала XX столетия в современных художественных практиках в России и за рубежом. Интерес авангарда к преодолению границ различных жанров, смещение точки зрительского обзора в пользу тотального пространства искусства послужили основой становления современных художественных практик. И сегодня режиссёры, художники и музыканты обращаются к экспериментам авангарда, осмысляя их через опыты художественных реконструкций или аллюзий. Почему мы до сих пор переживаем этот опыт? И каким образом он сегодня находит отражение в современных практиках? Зачем необходимы реконструкции и каким образом они уже были воплощены? Все эти вопросы станут центральными для программы и секции конференции.
Модератор:
Туркина Олеся — ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея, куратор и критик, руководитель магистерской программы по направлению «Кураторские исследования» на Факультете Свободных искусств и наук СПбГУ. Куратор российского павильона на 48-й Венецианской биеннале (1999).
Участники:
Айду Петр — музыкант, пианист, исследователь. Руководитель Музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства». Автор и участник музыкальных перформансов и концертов. Создатель обновлённого Персимфанса (первого симфонического ансамбля без дирижера), который представляет опыт реконструкции музыкальной среды 1920-х годов. Выступление совместно с Константином Дудаковым-Кашуро.
Глеб Ершов — кандидат искусствоведения, доцент СПбГУ, куратор галереи NAVICULA ARTIS. Организатор и куратор Хармс-фестиваля (1995-1998, 2005). Постановщик пяти спектаклей в музее Петербургского авангарда (2011-2014). Лауреат премии Курехина 2014 (в номинации «Лучший кураторский проект»). Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Тема выступления: «Современное искусство: обращение к авангарду»
Губанова Галина — театральный режиссер, кандидат искусствоведения, преподаватель. В 1988 году создала и возглавляла театр «Чёрный квадрат» при Всесоюзном центре традиционной культуры Дмитрия Покровского (Советский фонд культуры), занимается многопрофильными проектами, в том числе постановками в театральных антрепризах, выставочными проектами, драматургией, участвует в научных конференциях. Руководитель направления «Телевидение и мультимедиа технологии» МГУДТ, доцент, преподаватель актерского мастерства и речи, член АИС.
Тема выступления: «Театральная реконструкция: подстрочник или перевод?»
Изволов Николай — киновед, историк и теоретик кино, заведующий историко-теоретическим отделом НИИК ВГИК.
Тема выступления: «Реконструкция фильма или гипотеза о нём»
Вячеслав Колейчук – художник, архитектор, теоретик, участник групп «Движение» и «Мир», член Союза Архитекторов, член Московского Союза Художников.
Тема выступления: «Опыты реконструкции объектов русского авангарда 1968-2014гг» (выставка ОБМОХУ 1921г., Родченко, Татлин, Габо, Клуцис, Иогансон)
Колейчук Анна — дизайнер, театральный художник, специалист по видеоарту. Член Союза Театральных Деятелей России, член Московского Союза Художников.
Обухова Александра — искусствовед, куратор выставок современного искусства, руководитель научного отдела Центра современной культуры «Гараж».
19:00 – 22:00 Программа перформансов и экскурсия по тотальной инсталляции «Реконструкции авангарда».
19:00 – 19:20 – Погружение в реконструкцию «Победа над солнцем»
Поставленная впервые ровно сто лет назад футуристическая опера «Победа над Солнцем» — это провокационный спектакль, текст пролога которого был написал В. Хлебниковым, либретто – А. Е. Кручёных, музыка — М.В. Матюшиным, а декорации были выполнены К. С. Малевичем. Идея этой реконструкции появилась у Галины Губановой в 1986 году. Костюмы были воссозданы на основании архивных материалов и оригиналов эскизов Малевича к спектаклю.
19:20 – 19:30 Перформанс «Кубомир и супрезвук»
Необычный перформанс создает музыку из супрематических объектов Анны Колейчук – тарелок в форме кругов и прямоугольников, по которым со стуком и звоном прыгают супрематические фигурки: кубы, шары, пирамиды разного цвета и размера. Участники перформанса: Марк Пекарский и супрематический собеседник.
19:30–20:00 Спектакль режиссёра Галины Губановой «Велимир» по сверхповести В. Хлебникова «Зангези»
Опубликованная после смерти Хлебникова сверхповесть «Зангези» является одним из важнейших произведений поэта. Поэтико-пластическая постановка «Велимир» по мотивам «сверхповести» В. Хлебникова «Зангези» Галины Губановой и группы студентов направления «Телевидение» МГУДТ (Лаборатория Лабридэ) сделана специально для программы «Проекции авангарда. Опыты реконструкций».
20:00 – 20:10 Реконструкция чтения авангардных партитур Сергея Бирюкова
Специально для программы «Проекции авангарда. Опыты реконструкций» будет создан аудио-объект поэтического чтения партитур поэта, литературоведа, исследователя русского и зарубежного авангарда Сергея Бирюкова.
Помимо собственного поэтического творчества, в котором он обращается в первую очередь к таким футуристическим формам как заумь, аллитерация и сонорная поэзия, Сергей Бирюков известен авторским прочтением футуристической поэзии начала ХХ века.
20:20 – 21:00 Перформанс «Трансформации шума» Петра Айду
Пётр Айду — известный пианист, лютнист и исследователь, руководитель Музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства». В перформансе «Трансформации шума» участвуют 15 исполнителей, использующих простые, но многочисленные предметы: трещотки, алюминиевые банки с сыпучими материалами, валдайские колокольчики, бумагу и полиэтилен. Все эти предметы используются для создания «шумовых облаков», минималистических сонорных звучаний, перетекающих из одного в другое. Эта линия исследований Музыкальной лаборатории одновременно и естественное продолжение других работ Айду, связанных с реконструкцией авангарда (РЕКОНСТРУКЦИЯ УТОПИИ, РЕКОНСТРУКЦИЯ ШУМА и АРХЕОЛОГИЯ ЗВУКА), и самостоятельное произведение.
21:00 – 21:10 Реконструкция фильма «Держи вора!» Николая Изволова
«Держи вора!» — это несохранившаяся сатирическая комедия режиссера Александра Медведкина. Своеобразная реконструкция фильма по двенадцати срезкам, найденным в семейном архиве ассистента режиссера М. Афонина, была сделана историком кино Николаем Изволовым в 1998 году.
4 декабря, четверг
17:00 – 19:00 Секция «Чёрный квадрат» и его интерпретации сегодня»
Авторы и исследователи рассматривают полотно Малевича в контексте современной культуры. В фокусе их внимания — каким образом она перерабатывает и интерпретирует этот опыт, задавая новую «оптику» восприятия данного феномена. Как современные практики наследуют опыт революции живописного языка начала XX века? Как появление «Черного квадрата» трансформировало ход формирования современной культуры? Открытие беспредметности, предъявление нового измерения пространства в чистых художественных формулах и формах перевернуло привычное представление действительности и миропонимания. «Чёрный квадрат» как один из важнейших феноменов мировой художественной культуры по-прежнему не теряет своей актуальности.
Участники:
Шатских Александра — доктор искусствоведения, специализируется на творчестве Казимира Малевича и Марка Шагала, а также других художников русского авангарда. Автор более ста публикаций и нескольких книг, посвященных творчеству Малевича. Редактор, составитель, автор вступительных текстов и комментариев к собранию сочинений художника в пяти томах. Читает авторские курсы по истории русского современного искусства в нескольких американских учебных заведениях, среди которых Университет Мэриленд и Университет Техаса.
Тема выступления: «Чёрный квадрат, герой культуры ХХ века»
1. Уровни образного и пластического осмысления «Чёрного квадрата» Малевичем.
2. «Чёрный квадрат» — основа супрематического миростроения.
3. Безграничность интерпретаций «Чёрного квадрата».
Пацюков Виталий — искусствовед, куратор, заведующий отделом экспериментальных программ Государственного центра современного искусства (Москва).
Тема выступления: «Космологические принципы творчества К. Малевича: “Чёрный квадрат” в системе научно-философских знаний»
Панкин Александр — художник, член Союза архитекторов России. В 1990-е годы обратился к абстрактному формообразованию, взяв за основу геометрический и пропорциональный анализ супрематических композиций Казимира Малевича. За период с 1988 по 2008 годы состоялось более 30 персональных и более 100 групповых выставок в России и за рубежом. Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, Государственного центра современного искусства в Москве, в частных коллекциях России, Венгрии Польши, Германии, Австрии, США, Нидерландов, Франции, Финляндии и Швеции.
Тема выступления: «Мнимость “Чёрного квадрата”»
Смолянская Наталья — художник и теоретик, член Европейской сети исследователей авангарда и модернизма. Руководитель исследовательской программы «Авангард и разрушение концептуальных рамок» в Международном колледже философии (Париж) в 2007-2013 гг
Тема выступления: «Черный квадрат как художественный эпистемологический проект искусства ХХ века»
19:00 – 21:00 Круглый стол «Мифы Авангарда»
В истории авангарда важнейшую роль играют мифологический и подчас даже мистический аспекты. Мифы и выдумки сопровождали жизнь и творчество художников начала XX столетия, создавались и распространялись ими самими преднамеренно. Постоянное увеличение временного «коридора», отделяющего нас от той эпохи, противоречивость фактов, отсутствие полноты документальных свидетельств, бесконечные переработки, которым подвергались многие материалы, привели к тому, что история авангарда обросла ещё большим количеством мифов. Авторы и исследователи рассмотрят как персональную мифологию отдельных художников, представляющую собой побочный продукт, появившийся в результате опыта реконструкций авангарда, так сам вопрос мифотворчества, который сопровождает историю сложения авангарда как художественного направления.
Участники:
Бредихина Людмила — художественный критик, куратор, специалист в области гендерных исследований. Автор статей и рецензий о современном изобразительном искусстве и гендерной теории для русских и зарубежных изданий. С 1990 по 1994 год руководила издательской деятельностью галереи «Риджина». Соавтор Олега Кулика в проекте «Зоофрения» (1994-2004).
Губанова Галина — театральный режиссер, кандидат искусствоведения, преподаватель, член АИС. В 1988 году создала и возглавляла театр «Чёрный квадрат» при Всесоюзном центре традиционной культуры Дмитрия Покровского (Советский фонд культуры). В 1998 году основала театральную труппу «Папиж-Club» (полное название «Театр Галины Губановой «Папиж-Club»). Член АИС-AICA. Занимается многопрофильными проектами, в том числе постановками в театральных антрепризах, выставочными проектами, драматургией, участвует в научных конференциях. Руководит направлением «Телевидение и мультимедиа технологии» в МГУДТ.
Тема выступления: «Провокативность – основное качество “Победы над солнцем” и “Чёрного квадрата”»
Колейчук Анна — дизайнер, театральный художник. Член Союза Театральных Деятелей России. Член Московского Союза Художников. Занимается реконструкцией конструктивистской одежды и костюмов к спектаклям русского авангарда 20х гг., проектированием фольклорных костюмов, авторскими разработками в экспериментальных формах костюма: светопроекционная одежда, объект-одежда и звуковой костюм.
С 1997 года начала занимается видеоартом, перформансом, инсталляцией. С 1998 авторский концептуальный проект «Тотальный театр Вячеслава Колейчука». Участник и куратор театральных и художественных выставок. Обладательница премий в области театра и современного искусства. Автор ряда статей и публикаций.
Шишко Ольга — искусствовед, специалист в области медиаискусства. С 2013 года заместитель генерального директора по инновациям в современном искусстве МВО «Манеж», создатель одной из старейших и самых обширных в России медиатек современного искусства. Директор «Медиа Форума» в рамках ММКФ. Член жюри Премии Сергея Курёхина. Куратор многочисленных фестивалей, конференций, образовательных программ и выставочных проектов в области медиаискусства.
5 декабря, пятница
19:00 – 22:00 Программа перформансов и экскурсия по тотальной инсталляции «Реконструкции авангарда»:
19:00 – 19:20 Погружение в реконструкцию «Победа над солнцем»
19:20 – 19:30 Перформанс «Кубомир и супрезвук»
19:30–20:00 А. Колейчук. Мультимедийный пластический перформанс «Путешествие квадратика»
«Путешествие квадратика» — эксперимент «Тотального театра» Вячеслава Колейчука. Этот театр разрабатывает идеи Татлина, Родченко, Малевича и Иогансона и интересен в первую очередь поисками в области цветовой и звуковой режиссуры, кинетического и звукового костюма и трансформирующегося театрального пространства.
Наполненный супрематическими фигурами перформанс «Путешествие квадратика» апеллирует к художественному авангарду 20-х годов и важному для него феномену детского сознания.
20:00 – 20:10 Реконструкция чтения авангардных партитур Сергея Бирюкова
20:20 – 21:00 Перформанс «Трансформации шума» Петра Айду
21:00 – 21:10 Реконструкция фильма «Держи вора!» Николая Изволова