Технополис «Москва»
Москва, Волгоградский проспект, д. 42, к. 5
14 октября, 15:00—19:00
15 октября, 10:00—19:00
16 октября, 10:00—18:00
Организаторы: МВО «Манеж», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»
Кураторы: Ольга Шишко, Елена Румянцева, Борис Дебакер
Место проведения: Технополис «Москва», Москва, Волгоградский проспект, д. 42, к. 5
Выставка «Цифровые сны» в каталоге Культурной программы Форума «Открытые инновации»
Мечты — это сны о будущем, своеобразный способ подключиться к возможной реальности. На заре цифровой революции появляются все новые средства взаимодействия, которые открывают доступ к познанию гибридной среды — нового мира, рождающегося на пересечении материального пространства и нематериального информационного поля. Предугадать, что ждет нас в будущем, довольно сложно, но открытия не возникают сами по себе, создаем и конструируем их мы. Художники подобны инноваторам и первопроходцам, а собственно процесс творчества — это изобретение нового и выстраивание целенаправленных коммуникаций, позволяющих самоидентифицироваться в новой картине мира. Искусство провоцирует споры о будущем и одновременно позволяет переосмыслить сегодняшнюю реальность. Художники создают возможные сценарии для инноваций и прогресса, адаптированные к человеческим потребностям и устремлениям в условиях быстроменяющегося и сложноустроенного мира. Инновации не способны рождаться в изоляции, поэтому только междисциплинарный диалог между искусством, наукой и технологией поможет пролить свет на будущее, побуждая грезить о завтрашнем дне. Попав на выставку «Цифровые сны» и взаимодействуя с проектами, зритель окажется в альтернативных пространствах и гибридных мирах, сможет стать частью дополненной реальности. Территория проекта является своеобразной лабораторией, где художники через чувственное восприятие открывают зрителю путь к инновациям. Мариано Сардон делает видимым траекторию движения взгляда человека. Марникс де Нийс через «точечные облака» воспроизводит панорамы городских ландшафтов, сконструированных из потоков социальных сетей. «Водные сады» Кристы Зоммерер и Лорана Миньонно открывают доступ в виртуальное пространство, где иллюзорные растения разрастаются от прикосновений зрителя. В этой условной реальности наука преодолевает традиционные границы, выходит в среду взаимодействия с человеком и делает инновации открытыми для познания. Ольга Шишко, Елена Румянцева, Борис Дебакер
Марникс де Нийс
Распадающиеся перспективы 2.0
Интерактивная инсталляция
Нидерланды
Продюсер: Марникс де Нийс, Роттердам
Программное обеспечение: Артем Багинский, Лаборатория V2_, Роттердам, Нидерланды
Со-продюсер: Лаборатория V2_, Роттердам, Нидерланды
Реконструкция изображения: Мэт Бельян, Себастиан Кох, Бенжамен Люк, профессор Михаэль Гозель, Дармштадт, Германия
Финансовая поддержка: Фонд Искусство и Культура (Роттердам), Фонд Мондриана (Амстердам), Фонд поддержки искусства (Нидерланды)
В проекте «Распадающиеся перспективы 2.0» де Нийс продолжает исследовать репрезентации городской среды во всемирной паутине и рассуждать о значительной роли этого образа в конструировании нашего видения мира и в конечном счете того, что мы воспринимаем в качестве реальности. Посетитель перемещается по аудио-визуальному городскому ландшафту, выстроенному из «облаков точек сканирования». Эти «точечные облака» сгенерированы из онлайн Веб 2.0 фотоколлекций, наподобие тех, что можно найти на Flickr. Городские ландшафты сконструированы с помощью инновационной технологии 3D сканирования, которая придает им сюрреалистичную призрачную атмосферу. Контент для трехмерного городского ландшафта предоставляется пользователями социальных медиаплатформ. Программа анализирует GPS тэги всех фотографий, доступных на фотохостингах, и реконструирует 400 самых популярных мест в 3D. В работе воспроизводится мир согласно тому, как он фотографически представлен в сети.
Играя с возможностями, предоставляемыми сочетанием движения и трехмерного интерактивного изобразительного ряда, автор позволяет зрителю пережить опыт интенсивного погружения в пространство. Однако предложенное противоречит реальности физического и иллюстративного восприятия, сталкивая ее со смежными призрачными изображениями.
Криста Зоммерер, Лоран Миньонно
Водный сад
Интерактивная инсталляция
Австрия — Франция
Представьте круглую комнату, часть стены ниже лепнины целиком заполнена водой, по которой разбросаны растения, их прозрачные лепестки иногда отливают зеленым, иногда — лиловым. Спокойная тихая стоячая вода отражает разбросанные по ее поверхности цветы, колебания оттенков мимолетны, с восхитительными нюансами сказочного изящества.
Клод Моне
«Водный сад» — интерактивная инсталляция, которая переносит посетителей в воображаемый мир виртуальных водных садов, вдохновленных поздними картинами серии Клода Моне «Водяные лилии» и их панорамной развеской в Музее Оранжери в Париже. Широкие горизонтальные экраны позволяют зрителям мысленно погрузиться в виртуальную картину водного сада. Как только посетители приближаются к амфорам, растения распознают их присутствие, и на экранах возникает проекция растущих виртуальных водных садов. Растения улавливают разность электрических потенциалов между телом пользователя и окружающей средой, которая интерпретируется как электрический сигнал, определяющий, каким образом будут расти виртуальные 3D растения на проекционном экране.
Виртуальный пруд в «Водном саде» становится зеркалом реальности виртуального пространства. Подобно тому, как Моне удалость воплотить два слоя реальности, размыв границы между «настоящими» изображениями растений и их отражениями на поверхности воды, «Водный сад» создает сразу несколько слоев посредством стирания порогов между настоящими растениями, виртуальными растениями на экране и их отраженным виртуальным образом на поверхности виртуальной воды.
Мариано Сардон, Мариано Сигман
Стена взглядов
Видеоинсталляция
Аргентина
«Стена взглядов» — полиэкранная инсталляция, в которой зрители могут наблюдать, как изображения портретов постепенно формируются из траекторий человеческих взглядов. В ходе эксперимента в Лаборатории интегративной нейронауки в Буэнос-Айресе с помощью eye-трекера отслеживались движения глаз участников эксперимента. В течение 8 секунд им демонстрировалось портретное изображение, в то время как eye-трекер записывал движение глаз по картинке. Траектории всех взглядов накладывались друг на друга, а из воспроизводимых изображений генерировалось HD-видео.
Цель проекта «Стена взглядов» — наряду с видимыми частями лица показать и те, что остаются «невидимыми», пока внимание сконцентрировано в другой области портретного изображения. Проект обращается к основам нашего знания о других людях, их лицах и о том, как мы их воспринимаем.
Ху Цземин
Нулевая высота
Интерактивная инсталляция
Китай
Инсталляция «Нулевая высота» состоит из нескольких мониторов, замаскированных под иллюминаторы. На видео показаны океанские воды с дрейфующими на них заброшенными и загрязненными объектами, что символизирует отрыв и отчуждение от культурного мейнстрима. Дрейф объектов между морским дном и его поверхностью cоздает ощущение движения и нестабильности. Плавающие материалы напоминают об остатках разных культур и эпох. Иногда они ударяются об окна, иногда уплывают вдаль, вызывая резонанс между зрителем и объектом наблюдения. Датчики считывают присутствие зрителей и активируют видеоизображение.
Проект «Смерть Тарелкина»
Евгения Долинина, Вера Коняшова, Роман Кутнов, Александр Лещев, Глеб Нечаев, Марина Рагозина, Мария Сокол, Владислав Шешалевич, при участии Сергея Огири
Интерактивная инсталляция
Россия
Интерактивная инсталляция «Смерть Тарелкина» создана в дополнение к одноименному спектаклю, премьера которого 26—27 июня в Москве и 10 июля 2014 года в Санкт-Петербурге стала ярким событием в театральной жизни обеих столиц. Постановка актуализирует классическую пьесу Александра Сухово-Кобылина, трансформируя ее в мокьюментари-спектакль на основе нашумевшей истории Эдварда Сноудена.
Инсталляция вслед за спектаклем продолжает исследование иллюзорных возможностей нашего тела и мозга, человеческую идентичность в расколах пространства и времени. Вместе с тем, в ее основе — острые темы современного общества, прежде всего вопросы о допустимости повсеместного негласного наблюдения и балансе между защитой персональных данных и обеспечением национальной безопасности.
Работа реализуется в интерактивном взаимодействии зрителя с инсталляцией. Участникам предлагается надеть на голову датчики, считывающие сигналы мозга, и постараться расслабиться, несмотря на насыщенную аудиовизуальную среду, в которую они попадают. Побеждает тот, кому удалось максимально снизить мозговую активность и приблизить к себе шарик-индикатор.
Мария Сакирко
Воображаемая фотография
Интерактивная инсталляция
Россия
Фотография появляется в момент взаимодействия фотографа и окружающей реальности, в момент ее переосмысления. Фотография соотносится с действительностью, но не является ее частью, а наоборот — включает действительность в себя, происходит из нее, но, трансформируясь под взглядом фотографа, выходит за ее границы, преодолевая реальность. В этот момент возникает воображаемое пространство фотографии.
Что такое воображаемое пространство и что такое действительность? В каком контексте мы можем говорить о них и осознавать их? Для художника эти вопросы связаны с математическим контекстом, а через них проявляется связь фотографии и математики. В математическом мире существуют мнимые, воображаемые числа, которые мы не используем в реальной жизни. Они были созданы для решения математических задач, а пространство этих чисел полностью сконструировано математиками. В этом пространстве становится возможным решение любого уравнения, а в основе «конструкции» лежит предположение о том, что мы можем выйти за границы действительной оси, преодолеть ее. В математике становится возможным увидеть так называемые воображаемые числа, а можем ли мы увидеть воображаемое фотографии?
В это бесконечное воображаемое пространство Мария Сакирко помещает фотографию и соединяет два слоя — визуальный и математический, предлагая зрителю через это соединение проникнуть в другую действительность c помощью взаимодействия с экранами.
При регистрации на сайте вход на выставку «Цифровые сны» бесплатный.