Организаторы события: Музейно-выставочное объединение «Манеж», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Музей экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»
Куратор: Ольга Шишко (арт- критик, куратор, директор и основатель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб, арт-директор Медиа Форума ММКФ, директор Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб»)
Продюсер: Елена Румянцева (программный директор Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» и Медиа Форума ММКФ)
Архитектор: Дина Караман
Координатор: Ольга Погасова
Участники: Куда Бегут Собаки (Россия), Дмитрий Каварга (Россия), Сергей Катран (Россия), Александра Дементьева (Россия-Бельгия), Борис Дебакер (Нидерланды-Бельгия), Елена Губанова и Иван Говорков (Россия), Юрий Анкарани (Италия), Владимир Потапов (Россия), Дмитрий Булатов и Алексей Чебыкин (Россия), ABC (Россия).
«Потрясенные жертвы новой технологии неизменно бормотали расхожие клише о непрактичности художников и их склонности к фантазированию. Однако в последнее столетие появилось общее признание того, что, по словам Уиндхема Льюиса, «художник всегда занят написанием подробной истории будущего, ибо только он один сознает природу настоящего».
Маршалл Маклюэн
Пространство культурной программы Форума и Выставки представляет собой единый гибридный организм, состоящий из экспозиций и посетителей, чье взаимодействие (по сути - слияние человека и технологий) является основным инструментом воплощения идей художников. Соединение точного (науки), воображаемого (искусства) и человека, запускающего художественный процесс , представляет воплощенную синергию, выраженную языком искусства.
Искусство мультимедиа особенно подходит на роль экспериментальной лаборатории, не только для новых технологий, а прежде всего для изучения новых коммуникативных отношений, создаваемых или поддерживаемых этими технологиями.
Художники не только используют новые технологии, но и исследуют их. В этом смысле новое искусство мультимедиа могло бы рассматриваться как последователь авангардного движения.
Преодолевая общественный страх перед миром новых технологий, художники ставят вопрос об Утопии Электронного Рая. Новые технологии нарождающейся визуальной среды являются для художника своего рода вызовом: как включить новые средства в процесс художественного выражения, определить их содержание, разработать визуальный язык, который будет их основным выразительным средством.
Кто бы сегодня осмелился утверждать: реальность ли становится вымыслом, или вымысел становится реальностью? Подобная неуверенность рождает страх: страх увязнуть в мирах манипулируемых и манипулирующих образов.
Уже более века искусство стремится критически осмыслить реальность, старается быть средством познания мира, при помощи которого можно «прощупывать» действительность, видеть то, что не всегда доступно обыденному взгляду, и даже трансформировать и свободно моделировать жизнь. Художники заигрывают с идеалами массовой культуры и общества потребления, постоянно ставят их под сомнение, высмеивают открыто, или тонко обыгрывают, используя самые разные стратегии.
Вместе с тем, время и развитие технологического обеспечения, равно как и визуального языка в целом, меняет восприятие зрителя. Современный зритель готов взаимодействовать с произведением искусства, как с реальностью, включаться в пространство, сконструированное художником, быть соавтором и соучастником.
Разговор о том, что искусство в конце концов растворится в массовой культуре, не прекращается долгие годы. Что же происходит на самом деле? Можем ли мы давать какие-то прогнозы, и говорить о противостоянии современного и будущего? Что важнее для художника – рефлексия и критика настоящего или способность «предсказать» завтрашний день?
Показы, мастер-классы, презентации, экскурсии
В рамках культурной программы Форума пройдет серия образовательных мероприятий: презентации художников из разных стран будут посвящены интеграции новых технологий, синтезу науки и искусства. Участники программы расскажут о создании арт-объектов с использованием новых материалов, о новых механизмах перформансов и инновационном подходе в общении со зрителем.
В рамках специальных мероприятий выставки:
— экскурсии для взрослых и детей
Экскурсии будет проводить куратор выставки Ольга Шишко.
Ольга Шишко - искусствовед, куратор. Организатор международных событий, фестивалей и выставок, рассматривающих проблемы взаимодействия современной инновационной культуры и новых технологий. Куратор выставок: TRANSITLAND: видео-арт Центральной и Восточной Европы после падения Берлинской стены. 1989-2009 (2010), Гэри Хилл. Viewer (2010), Расширенное кино (2011), Погружения: в сторону тактильного кинематографа (2012), «Расширенное кино – 3. Мокьюментари: Реальности не достаточно» (2013). Составитель и редактор каталогов, сборников и тематических изданий, посвященных искусству новых технологий.
— презентация проекта «Золотой век русского авангарда» Питера Гринуэя и Саскии Боддеке - ведущие: Ольга Шишко, директор музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб», Аннет Моск, продюсер проекта (Голландия).
Авангардист Питер Гринуэй прославился знаковыми для истории кинематографа лентами. Повествование, сосредоточенное на образах классической живописи и архитектуры, включающее в себя искусствоведческие концепции и теорию кинематографа, использующее японскую каллиграфию и мультимедийные технологии для реализации многомерного режиссерского замысла, переродилось в творчестве Гринуэя в идею совершенно иного способа создания произведений. Отвергнув кинематографический нарратив, режиссер путешествует по миру, создавая мультимедийные инсталляции. В апреле 2014 года в ЦВЗ «Манеж» состоится премьера новой работы режиссера, созданной им в соавторстве с известным театральным режиссером Саскией Боддеке специально для Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб». Для воплощения проекта будут использованы более 400 произведений русского авангардного искусства. С помощью последних экранных технологий будет создана масштабная полиэкранная инсталляция с использованием экранов обратной проекции и пространственных декораций.
— показы видео и медиа работ фестиваля Ars Electronica (Австрия)
Ars Electronica, возможно, один из самых влиятельных фестивалей медиаискусства в Европе. Так принято говорить. На самом же деле, «Арс Электроника», без всякого сомнения, самый лучший фестиваль мультимединого искусства, из всех что проводятся в Старом свете. жегодно он фиксирует последние тренды и открывает новые имена в рамках шести направлений: компьютерная анимация и кино, цифровая музыка и sound-art, интерактивное искусство, гибридные искусства, искусство дигитальных сообществ, синергия науки и искусства. Приз фестиваля – является для художников признанием на самом высоком уровне.
— Выступление Бориса Дебакера «Дополненные сны»
Многие формы искусства можно считать дополнением к реальности. Какие проблемы ставит перед нами «дополненная реальность» — технологии, которые расширяют физическую реальность с помощью наложения на нее интерактивного сгенерированного на компьютере контента — когда они используются как медиа в искусстве? Художник должен критически исследовать их применение. Ключевой вопрос в создании арт-проекта следующий: что должна сказать эта работа и что должна почувствовать публика? Кинематограф может быть интересным примером в данном случае, он более века стимулирует наше воображение и бесчисленные последовавшие за ним медиа пытаются достичь сходных переживаний у своей аудитории. Чтобы возникнуть, кинематографическая иллюзия обращается к воображению. Фильм функционирует как спусковой механизм ментального процесса, который создает правдивую иллюзию в сознании. Сегодняшний ускоренный прогресс информационных технологий неизбежно определяет новые направления, с помощью которых в будущем будут переживаться движущиеся образы, изменяя отношения между создателем, его инструментарием и зрителем.
— Лекция Александры Дементьевой «Интерактивное искусство»
Выступление российско-бельгийского медиахудожника и теоретика новых медиа, профессора ZKM (Центра искусств и медиа-технолоогий, Карлсруэ, Германия) посвящено искусству новых технологий в области дизайна и индустрии развлечений.
— Презентация антологии «ЭВОЛЮЦИЯ ОТ КУТЮР: ИСКУССТВО И НАУКА В ЭПОХУ ПОСТБИОЛОГИИ».
В рамках презентации куратор Государственного центра современного искусства Дмитрий Булатов представит второй том международной антологии “Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии”, посвященной анализу эволюционного потенциала, заложенного в основных технологических трендах XXI века – роботехнике, IT, биомедицине и нанотехнологии. Издание охватывает широкий круг вопросов, относящихся к художественной, эстетической и философской проблематике постбиологической эпохи – условий, при которых технология связывается с целевым состоянием организма непосредственным образом. В работе над этой книгой приняли участие тридцать известных представителей современного искусства, философии, социологии и прикладных наук, среди которых: Энди Пикеринг (один из крупнейших историков современной науки, Великобритания), Борис Гройс (ведущий специалист по вопросам русского искусства ХХ века, США), Стеларк (пионер технобиологического авангарда, Австралия), Эркки Хухтамо (один из ключевых исследователей археологии новых медиа, США), Йенс Хаузер (известный теоретик в области био-арта, Франция), Пьер-Луиджи Капуччи (эксперт в области science art, Италия), Пол Браун (один из пионеров электронного искусства, Великобритания) и другие.