EN / RU

Участники

Художественная группа ABC, Россия
Синапс. 2011

Скульптура-лампа. Металлический каркас, провода, лампа из IKEA, смешанная техника
Реализация: Наташа Стручкова. Консультации: Максим Илюхин.

синапс – место контакта между двумя нейронами в нервной системе, служит для передачи нервного импульса

 

Это лампа, сложная в изготовлении и громоздкая. Это не Филипп Старк с его идеей простоты и функциональности, где дизайн — это бонус. Это не ИКЕЯ с ее простотой и невысокой стоимостью для массового потребителя. Это  - «Синапс» с его возможностью включиться в сеть, сеть когнитивную, электрическую, выставочную. Сеть современного искусства. «Синапс» не стремится стать тиражной вещью, он как один из объектов искусства достраивает концептуальную парадигму, работает как идея. Материальная модель размышлений о том, как мы мыслим. Сам он - уникальный специфический предмет. Свет в «синапсе» — это информация.

На металлический каркас объекта наматываются, витиевато переплетаясь, различные провода. У теоретической модели синапса есть «луковица», булавовидное утолщение, которое называется аксолема. В объекте туда вмонтирована лампа. Яркость этой лампы можно регулировать специальной ручкой, адаптируясь к окружающему освещению  по необходимости. Размер утолщения соизмерим с размером человека, который может стоять под «синапсом» и читать книгу.

био

Художественная группа Art Business Consulting создана в 2001 году Максимом Илюхиным, Михаилом Косолаповым и Натальей Стручковой. Будущие учредители АВС познакомились в 1999-2000 годах на курсах «Новые Художественные Стратегии». Начиная с 2002 года, группа принимает участие во всех крупнейших российских художественных ярмарках и фестивалях: «Арт-Москва», «Арт-Клязьма», «Культурная Столица Поволжья», «Цифровая Россия», 1-е и 2-е Московские Биеннале современного искусства, и многих других. В своих произведениях группа исследует современную деловую культуру, ее поведенческие и визуальные стереотипы, взаимовлияние новых технологий и современной эстетики. Работы художников группы Art Business Consulting находятся в собрании Третьяковской галереи, в Московском музее современного искусства и частных коллекциях в России и по всему миру.


Юрий Анкарани, Италия
Платформа Луна, 2011

одноканальная инсталляция, видео, 25 минут

“Платформа Луна” - это рассказ о том, как жизнь и сон преследуют друг друга, переплетаясь и диалогически наслаиваясь. Фильм напоминает научную фантастику, в центре повествования которой находится подлинное, насыщенное эмоциями путешествие и реальный опыт шести специалистов в области подводного плавания, работающих на океанской глубине. Несколько недель они проводят на борту платформы “Луна”, проводя техническую операцию в открытом море, постоянно пребывая то под водой на глубине 100 метров, то в барокамере. В этих экстремальных условиях, конечно, все иначе, чем на поверхности. Каждому действию нужно учиться заново. Как в своем предыдущем фильме, Анкарани представляет простых людей как протагонистов, но не героев, людей, делающих работу, пусть очень тяжелую и опасную, ставящую их жизнь на грань реального героизма. Фильм позволяет режиссеру приподнять завесу повседневности и ярко и жизненно приоткрыть темную сторону реальности.

“Платформа Луна” - второй фильм художника, посвященный теме труда. Внимание Анкарани привлекают малоизвестные профессии, о которых редко говорят. При этом в его работах задействована совершенно особая эстетика, художественный язык, повествование и композиция, сильно отличающиеся от используемых традиционными медиа и телевидением. Фильм принадлежит территории современного искусства и знаменует отказ от условностей киноиндустрии.

“Платформа Луна” была создана при поддержке галереи “Зеро” (Милан, Италия). Продюсером проекта выступил всемирно известный художник Маурицио Каттелан.

био

Юрий Анкарани - итальянский видео-художник и кинорежиссер. В своих работах  сочетает документальное кино и современное искусства. Они представляют собой результат исследования сфер, мало заметных в повседневной жизни, путем погружения. Юрий Анкарани принимал участие во множестве фестивалей: Венецианском кинофестивале (Италия), IFFR (Роттердам), IDFA (Амстердам), Hot Docs (Торонто, Канада), Cinéma du Réel (Центр Помпиду, Париж), SXSW (Хьюстон, Техас), фестивале документального кино Полный кадр (США), Анн-Арборском кинофестивале (США), кинофестивале Правда/неправда (Миссури). Обладатель наград: номинация в категории Художественный нон-фикшн, Премия Киноглаз (Нью-Йорк), “Гран-при за лабораторную работу”, Клермон-Ферранский кинофестиваль (Франция), “Почетный приз”, Dokufest (Kosovo), “За лучший документальный фильм”, МКФ Новый Горизонт (Польша), “За лучший короткий фильм”, L' Alternativa- Барселонский независимый кинофестиваль (Испания).


Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин, Россия
То, что живет во мне, 2011-2012

Инсталляция, улитки Achatina fulica
Программирование: Константин Семенов. Электромеханическое обеспечение: Никифор Мартышевский. Проект реализован при финансовой поддержке Фонда некоммерческих программ “Династия” (Москва).

«То, что живет во мне» — это инсталляция, в которой используются технологии дополненной реальности, обеспечивающие динамическое комбинирование реального и виртуального пространств. Реализуя метафору «дома-ракушки», которую несет на себе улитка, реальные ракушки гигантских африканских улиток Achatina fulica были «дополнены» неким подобием «электронной ауры» — интерактивным слоем цифровой визуальной информации. Эта информация поступает на экран в режиме реального времени, а ее внешний вид зависит от поведения самих улиток — динамики их перемещения в террариуме и интенсивности общения друг с другом.

Для создания эффекта отстранения была использована способность улиток к ведению активного ночного образа жизни и организована дополнительная трансляция «электронных аур» с фазовой задержкой на девять часов, что отделяет «ауры» от «реальных тел» на существенный промежуток времени. В данном визуальном эксперименте демонстрировались не только возможности дополненной реальности к совмещению реального и виртуального пространств в режиме реального времени, но и очерчивались границы применимости этих технологий, освобождая зрительское восприятие от механического ритма интерактивности, который навязывает нам окружающая жизнь.

био

Дмитрий Булатов - художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал). Ведущий эксперт Инновационного парка БФУ им. И.Канта. Организатор выставочных и издательских проектов в области сайнс арта и новых медиа. Его произведения были представлены на различных международных выставках, в том числе,  на 49-й и 50-й Венецианских биеннале (2001, 2003), фестивале Ars Electronica (ORF, 2002) и др. Читал лекции в России, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Мексике, Сингапуре и Гонконге. В 2007 году был назван в “Top 10” авторов самых интересных организмов года по версии журнала “Wired” (США). Член редакционного совета журнала по современному искусству “DOC(K)S” (Франция). Лауреат национальной премии в области современного искусства “Инновация” (Россия).

Алексей Чебыкин - художник, архитектор. Работает в различных областях современного искусства (скульптура, интерактивные инсталляции), уделяя внимание связи искусства с новыми технологиями. Участник российских и международных проектов и выставок, в том числе: “Художник и Оружие“ (Нижний Тагил, Москва, Гданьск, 2002-2005), “9000 км“ (2006), “Eastern Neighbours” (Утрехт; Кальмар, 2006),  “Сердце Венеции“ (Италия, 2007), “PRAGUEBIENNALE 3” (Прага, 2007), 52 Венецианская Биеннале (“GINNUNGAGAP/Pavilion of Belief“, 2007), “Artissima“ (Турин, 2007), “Schengen“ (Берлин, 2008), “The Russian Roulette“ (Висбаден, 2008),“Monsters - People, Murders, Power Machines“ (Дрезден, 2008), “Русские утопии” (Москва, 2010), “Жизнь. Версия науки” (Москва, 2011) и др. Живет и работает в Калининграде (Россия).


Елена Губанова, Иван Говорков, Россия
Фильтрация белого шума, 2011

Интерактивная видеоинсталляция

Программирование - Алексей Грачёв, Сергей Комаров

видеоредактор - Виктор Рюхин

При поддержке медиалаборатории CYLANDMediaArtLab


В этой видеоинсталляции изображение интерактивно связано с движением зрителя. Художники используют видео не как законченный художественный образ, а как художественный материал.

Войдя в зал, человек оказывается внутри видеопроекции, заполняющей три противоположные стены. Изображение «Белого шума», которое мерцает в постоянном режиме, объединено в трёх взаимосвязанных проекциях. Из динамиков доносится ровный гул «Реликтового излучения» Космоса. Зрителя как бы окутывает вибрирующее пространство белого и черного.

В центре пространства зала, на полу находится тренажёр «министеппер». Это метафора лестницы, восхождения. Зрителю предлагается начать движения на тренажёре, как бы начать «вхождение в инсталляцию», которое символизирует начало его жизненного пути.

Совершая усилие при ходьбе, зритель становится активным участником или создателем изображения в пространстве зала. Каждый напряжённый шаг на тренажёре меняет изображение на проекциях. Человек «вспугивает» спокойствие и пустоту пространства, наполняя его движением. Он «пробуждает к жизни» реальность и ее отражение  и превращает «ничто» в «нечто».

био

Елена Губанова и Иван Говорков сотрудничают с 1990 года. После окончания Академии им. И.Е.Репина в Санкт-Петербурге работают с различными жанрами искусства - живописью, скульптурой, фотографией, видеоартом, объектами и инсталляциями. Лауреаты премии Сергея Курёхина в области современного искусства в номинации «Лучшее произведение визуального искусства». Работы представлены в государственных и частных коллекциях.


Борис Дебакер, Бельгия
Зонд, 2008

Интерактивная инсталляция, генеративное ПО, цвет, без слов.

Звук и изображение: Борис Дебакер.

Программное обеспечение: VVVV, Себастьян Грегор.

Применение сенсора: V2_ Lab.

Проект создан Auguste Orts Production при поддержке Flanders Audiovisual Fund


«Зонд (автоматическая научно-исследовательская станция) — научно-исследовательский космический корабль без персонала, созданный для передачи информации об окружающей его среде.

Кинематограф — это виртуальная капсула с проекцией на экран, который служит окном, дающим доступ к аудиовизуальному путешествию сквозь время и пространство. Как только фильм начинается, поверхность, на которую он проецируется, становится невидимой. Она превращается в волшебное окно кинокапсулы,  вовлекая во взаимодействие все наше тело — через глаза и уши — и уносит в другое время и пространство. Киномашина трансформирует реальность, генерируя умственную активность зрителя: кинематограф — это машина снов, сгущения опыта и эмоций. «Зонд» — интерактивная инсталляция, где центральное место занимают отношения между зрителем и экраном. Позиция зрителя в пространстве определяет создание генерируемого звука и образов, которые физически переносят зрителя в аудиовизуальное путешествие.

био

Медиахудожник, чей главный предмет интереса — возможная интеграция различных художественных форм, электронного звука и образов. Последние его работы были посвящены исследованию трансформации кинематографа в другие формы, такие как живые кинематографические перформансы и аудиовизуальные инсталляции. Исследовательский проект «Кинематографический опыт» (2007), лекции и публикации, звуковой ряд для инсталляций Матрикса де Ниса “Run Motherfucker Run” (2004), «Пекинский ускоритель» (2006). Звук в фильмах Германа Ассельберга «До полудня/после полудня» (2004), «Доказательство жизни» (2005), «Капсульный» (2006), «Будущее предшествующее время» (2007), «Всецело» (2008).


Александра Дементьева, Бельгия/Россия
Наноскоп::2111

Интерактивная видеоинсталляция/ объект, 2011

Человек всегда пытался объяснить все, что происходит с ним и вокруг него.  Поначалу он обращался к мифам и религии. Позже возобладал научный способ познания. Ученые выдвигают гипотезы, проверяют опытом, создают теории, применяя их на практике. Иногда звенья этой цепочки меняются местами.

Новые технологии неразрывно связаны с развитием науки, которая стала одновременно величайшей надеждой для человеческого прогресса и одной из наиболее серьезных угроз. Такая ситуация возникла в связи с колоссальной мощью научной технологии.

Объект  "наноскоп::2111" -  прототип будущего оборудования, позволяющий безлимитно увеличивать рассматриваемый  предмет. Объектом увеличения является глаз человека. Наноскоп позволяет проникнуть в самые глубины составляющих его элементарных частиц , за которыми нам открывается спиралевидная бесконечность. Она объединяет всё в грандиозную картину общепланетарного развития, включая в себя и появление человека – носителя Разума, который многократно ускорил все процессы, протекающие на планете.

био

Основной интерес Александры Дементьевой как художника — применение социальной психологии, теории восприятия, бихевиоризм и развитие повествования через точку зрения субъективной камеры. В центре всех ее работ лежит ясно выраженная идея взаимодействия между произведением искусства и зрителем, возникающая благодаря новейшим технологическим способам создания изображения. Александра Дементьева - обладательница главного приза за лучшее моноканальное видео на международном фестивале видео и дигитального искусства VAD в Испании, а также специального упоминания жюри на Медиа форуме  в рамках Московского международного кинофестиваля в 2008 году.  Участница многочисленных выставок в крупнейших российских и зарубежных культурных институциях, среди которых Государственный Эрмитаж, Московский Музей Современного Искусства, фестиваль FILE в Сан-Пауло, музей Centro De La Imagen  в Мехико и др. Живет и работает в Брюсселе.


Дмитрий Каварга, Россия
Долой борцов с системой и психических неадаптантов! 2011

Инсталляция. Компьютер, беговая дорожка, конвейерные ленты, металл, полимеры, звуковое устройство, сабвуфер, микрофон, микровидеокамера, монитор, деревянный куб.

Работа реализована cовместно с Лабораторией Робототехники Московского Политехнического Музея.

Зритель идёт по беговой дорожке, приводя в движение множество фигурок, встроенных в «социальный механизм». Он ощущает себя богоподобным существом, от шагов которого зависит это движение, и одновременно - одной из фигурок в ряду прочих. В его сознании происходит ролевое раздвоение: социум поглощает каждого из нас? или мы сами формируем порабощающий механизм?

Произнося в микрофон абсурдистский манифест – «ДА-ДА», зритель передаёт низкочастотный импульс, заставляющий вибрировать сотни фигурок в ячеистой структуре вверху. В результате некоторые из них отваливаются, высвобождаясь из плена структур.

На одном из конвейеров укреплена минивидеокамера, благодаря которой у идущего по дорожке возникает шанс прервать тягостную вовлеченность. Пока его тело продолжает физические движения перед монитором, внимание перемещается внутрь чёрного куба, в мир художника, в другую реальность.

био

Получил профильное художественное образование. Принимает участие в отечественных и зарубежных выставках с 1988 года. Один из немногих российских художников, работающих в области технологичного искусства. Наиболее значительные работы последних  лет основаны на синтезе науки, искусства и технологий. Победитель конкурса артпроектов в номинации «гибридные медиа» в рамках международного симпозиума Pro&Contra в  2011 году, победитель гранта Lexsus Hybrid Art в 2012 году, а также обладатель почетного упоминания жюри фестиваля Ars Electronica в номинации Interactive Art. Работы Дмитрия Каварги находятся в собраниях, музея актуального искусства ART4.RU (Москва), Эколого-краеведческого музея (Муравленко), Красноярского музейного центра (Красноярск), музея Эрарта (Санкт Петербург), а также в частных собраниях в России и за рубежом. Родился в Москве, живет и работает в Подмосковье.


Сергей Катран, Россия
Большое Колесо Времени (БКВ 16), 2013

Объект


Инсталляция Сергея Катрана посвящена размышлению о времени. Колесо - часть проекта «Фабрика свободного времени», в котором художник анализирует скрытые процессы времени и его взаимосвязь с пространством. 

Изобретенный художником механизм производит Свободное Время (СВ), которое в данном контексте  рассматривается как термин, объясняющий некую временную, вновь образованную консистенцию, возникшую путём превращения электрической энергии в энергию Времени (по Н.Козыверу) 

Избыточное или Свободное Время частью остается на субъектах и объектах, находящихся в непосредственной близости к БКВ 16, а частью  поступает в атмосферу и растворяется в ней до минимальных, стремящихся к нулю значений. Человеческое тело является уникальным прибором, способным конденсировать огромные количества энергии Времени. Для этого человеку надо подойти к центру барабана на расстояние не менее 2 метров и стоять до тех пор, пока он не заполнится Свободным Временем. 

био 

Сергей Катран окончил Криворожский государственный педагогический институт, факультет естествознания, по специальности биология, химия.

Катран – художник-изобретатель, как правило, сложных арт-объектов, инсталляций с использованием новейших и комбинированных медиа, практикует аудио- и видеоарт, работает со скульптурой. Член Творческого Союза Художников России, секция новейших течений с 2010 г. Входит в актив арт-группы «ДАДАНЕТ» (2011). Лауреат премии "ЛомоносовАрт 2012",  которую вручают за интеллектуальные достижения в современном искусстве (Философский факультет, МГУ) в 2012 г. Номинирован на Премию Курёхина за лучшее произведение визуального искусства в 2013 г. Участник многочисленных выставок в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галереи,  фонде культуры «Екатерина», Государственном центре современного искусства и других.


Куда бегут собаки, Россия

Инсталляция ”Лица запаха”, 2012

Датчики-газоанализаторы, электронные платы, металлопластиковые и полиэтиленовые трубки, вентилятор, микроконтроллеры, неттоп, плазменная панель, стол, стойка, провода, 280х180х80 cм

Большинство людей не может восстановить запах в памяти (довольно трудно вспомнить знакомый запах, хотя, например чье-то лицо можно достаточно легко представить). Когда мы пытаемся вспомнить запах мяты, вспоминается, как выглядит мята. Мы можем только лишь узнать запах, почувствовав его еще раз. Пока не разработан механизм хотя бы примерного схематичного восстановления и воспроизведения запаха в памяти.

Однако существует разработанный и активно применяемый механизм восстановления в памяти и передачи визуального образа. Это фоторобот, где по частям лица можно методом подбора и сравнения черт создать ранее виденное лицо. Мы решили использовать этот путь для фиксации запаха. Для этого мы создали массив датчиков-газоанализаторов, которые непрерывно исследуют пространство и людей, попадающих в зону их восприятия. Данные с газоанализаторов создают уникальный паттерн, присущий только этому месту, только этому человеку, только в этот момент времени, поскольку при движении воздушных потоков состав воздуха в исследуемом фрагменте пространства постоянно меняется. Этот уникальный, постоянно меняющийся паттерн визуализируется посредством фоторобота. Все действие происходит следующим образом: когда человек подходит к анализирующему устройству, нюхательные трубки " обнюхивают" его, газоанализаторы обрабатывают информацию, которая затем математически обрабатывается с помощью программы перевода данных состава воздуха в данные о положении и форме частей лица (компоненты фоторобота). В итоге человек видит условное, никак не связанное с его внешностью, лицо своего запаха. Если этот человек подойдет к "носу" еще раз, его портрет будет уже немного другим (так как запах все время меняется), но узнаваемым. Этот механизм - еще один "костыль" для памяти, он заведомо ущербен и смешон, но в точности соответствует требованиям тотальной визуальности, в которой все мы сейчас существуем.

био

Творческое объединение «Куда бегут собаки» – коллектив художников и дизайнеров, созданный в Екатеринбурге в 2000 году. Группа работает на стыке искусства и современных технологий, создавая кинетические скульптуры, объекты, инсталляции, фотографии, настенные росписи, видео и перформансы. Группа принимала участие в различных выставках и фестивалях, среди которых: фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (Москва, 2002, 2003), видеофестивали в Канске (2003) и Новосибирске (2003), «On the resort» (Баден-Баден, Германия, 2004), Международный фестиваль независимых художников (Словения, 2005); Московская биеннале (2005, 2007, 2009), Зуд (Третьяковская галерея, Москва, 2005); «The young aggressive» (Токио, Япония, 2008) и многие другие.


Владимир Потапов, Россия
Прозрачные отношения, 2012

плексиглас\масло, 100х100 см

В серии «Прозрачные отношения» художник продолжает свое исследование новых пластических и живописных приемов - имитация растровой печати, использование прозрачного плексигласа как основы изображения, многослойность - все эти приемы позволяют создать трехмерный образ повседневной реальности.

"Владимир Потапов связывает проблематику границ живописи не только с движением, но с опытом тела. Чтобы осознать себя и взгляд на мир в движении, нужно соотнести моторику и осязательные способности тела со зрительными впечатлениями. В таком опыте синтеза геометрическая иллюзия возвращается не как развенчанное модернизмом эстетическое зло, но как ситуация рождения искусства. Движение, к которому принуждает зрителя Владимир Потапов, позволяет нам осознать живопись как дефект прозрачности. В этом качестве она открывает нам реальность как дефект иллюзии."

Александр Евангели

био

Окончил Институт искусств им. Серебрякова, мастерскую художника Махова Б.И., Институт проблем современного искусства, “Свободные мастерские” при ММСИ. Победитель фестиваля Russian Art Week в 2099 году, международного конкурса в номинации “Реалистическая живопись”, “Сюрреалистическая живопись”, в категории “профи” в Московском Доме Художника. Обладатель 2-го места в конкурсе «Буйство красок» (фонд Константина Смирнова и Владимира Сорокина, 2013), финалист международного конкурса «Portretnow» им. Якоба Кристиана Якобсена в 2013 году.