представляют выставку
РАЗМЫШЛЯЯ О СМЕРТИ
ЦВЗ «Манеж» (Москва, Манежная площадь, 1) цокольный этаж
17 апреля — 26 июня 2013
Открытие 16 апреля в 19.00
Художники: Йозеф Бойс / Joseph Beuys (Германия), Билл Виола / Bill Viola (США), Феликс Гонсалес-Торрес / Felix Gonzalez-Torres (США-Куба), Ян Женьжонг / Yang Zhenzhong (Китай), Он Кавара / On Kawara (Япония-США), Симон Дюббро Мёллер / Simon Dybbroe Møller (Дания), Марсель Мит / Marcel Mieth (Германия), Юлия Шарлотта Рихтер/ Julia Charlotte Richter (Германия), Петер Рёзель / Peter Rösel (Германия), Анри Сала / Anri Sala (Албания-Франция), Анна Хепп/ Anna Hepp (Германия)
Выставка создана: Музеем экранной культуры «Манеж/ МедиаАртЛаб», Отделом культурных программ Гёте-Института в Москве, Отделом изобразительного искусства Гёте-Института в Мюнхене.
В западной цивилизации тема старости, болезни и смерти табуирована, как никакая иная. Старые и больные люди исчезают из публичного пространства, смерть упрятана в хосписы и больницы. В эпоху главенства экономики даже над политической деятельностью фетишизация успеха и результата влечет за собой отрицание болезни, страдания и смерти. Вытеснение смерти из общественного сознания оказывает серьезное влияние на поведение и образ жизни людей. Ведь размышление о смерти, осознание собственной смертности потребовало бы иной этики – уважения и внимания, скромности и сочувствия.
Выставка «Размышляя о смерти» объединяет работы художников из США, Китая, Японии, Германии, Дании и Албании. Центром экспозиции можно считать тиражные объекты Он Кавары, предлагающие, с одной стороны, сосредоточиться на конкретном мгновении, а с другой – попытаться постичь чудовищную длительность времени. Анри Сала посвятил свое видео „Time after Time“ («Раз за разом», 2003) страданиям существа, обреченного на смерть, – зритель видит лошадь, умирающую на окраине Тираны. Молодые немецкие видео- и кинохудожницы Анна Хепп и Юлия Ш. Рихтер показали смерть с точки зрения интимной (Хепп) и, наоборот, обескураживающе-рациональной, дистанцированной (Рихтер). Изображение человека за занавесом Феликса Гонсалеса-Торреса, которое показывается не только на выставке, но и в пространстве города, можно интерпретировать как символ перехода от жизни к смерти. Этот же момент изображает и Билл Виола в кадрах работы „The Passing“ («Переход», 1991). Чрезвычайная плотность символических смыслов позволяет назвать этот проект вершиной творчества Билла Виолы. Ян Женьжонг создает в своем продолжающемся видео-проекте „I will die“ («Я умру») панораму разнообразных вариантов реакции людей на мысль о собственной смерти. Наконец, работы Симона Дюббро Мёллера и Петера Рёзеля обозначают два концептуальных полюса выставки: Мёллер дает волю своему желанию перехитрить смерть вопреки здравому смыслу, а обманчиво абстрактные скульптуры Рёзеля передают тот ужас, что принесли человечеству в XX веке диктаторские режимы и геноцид.
Эта выставка – попытка очертить тему смерти ассоциативными средствами. Поэтому здесь нет изображений насильственной смерти. Задача не в том, чтобы преодолеть невыразимость смерти, но в том, чтобы понять, каким образом об этом невыразимом можно размышлять.
В рамках выставки еженедельные экскурсии от кураторов Леонарда Эммерлинга (Гёте-Институт Мюнхен), Вольфа Иро (Гёте-Институт Москва) и Ольги Шишко (Музей экранной культуры Манеж/ МедиаАртЛаб Москва).
Концепция: Леонард Эммерлинг, Вольф Иро
Дизайн экспозиции: Катерина Гарет
Координация: Катерина Гарет, Елена Румянцева, Елизавета Величко
Проект проходит в рамках Года Германии в России 2012/13
Для аккредитации и за дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Марина Чуйкина [email protected]
Павел Горбач [email protected]
Даша Пастухова [email protected]
Анна Свергун + 7 (905) 544-18-83, [email protected]
moscowmanege.ru
mediaartlab.ru
germanyinrussia.ru