Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» и Музей Москвы приглашают на программу видео-арта «Городские мечтатели» в рамках фестиваля Дня города в Музее Москвы.
7 и 8 сентября с 21:00 до 23:00
Уникальная программа видео-показов посвященных городу, архитектуре, городской среде, людям, живущим в мегаполисе и редкая возможность увидеть видео-арт на большом экране в самом центре Москвы.
Программа видео-арта «Городские мечтатели», созданная специально для Музея Москвы - репрезентативная выборка работ художников из большого количества талантливых кинематографистов. Сейчас, когда растет число художников, занятых экспериментами с фильмом как техникой, представленные в программе короткометражные фильмы заставляют по новому взглянуть на сложившееся представление о том, что такое эксперимент. Это фильмы-видения, эклектическая смесь фантазии и реальности, раздвигающие границы привычного, подчиненного общим правилам мира короткометражного кино.
Татьяна Ахметгалиева, Россия
Счастливое детство, 2’60”, 2010
Все наше детство и юность проходили во дворах. Мы росли, и город менялся. Однажды летним утром, проснувшись, мы услышали странные звуки: во дворе стояли грузовики, скрежетали железяки, рабочие таскали какие-то штуки, полным ходом шла сварка. К вечеру к нашему дому нельзя было протолкнуться. Дети всего микрорайона сбежались сюда, и их становилось все больше и больше. Все торопились посмотреть на первую в нашем молодом районе детскую площадку, и хоть разок прокатиться на этих высоких, железных, не соответствующих никаким нормам качелях. С тех пор мы не помним наш двор пустым и безлюдным. Мы взрослели под наблюдением железных глаз, мы менялись, а они потихоньку ржавели и распадались. Многие годы днем и ночью в наших квартирах звучали доносившиеся из окон крики, скрип, скрежет ...
Родилась в 1983 г. в Кемерово. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Закончила Санкт-Петербургскую Государственную художественно-промышленную академию им. Штиглица (факультет Монументального искусства, кафедра Художественный текстиль), Петербургский фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ» (программа «Новые технологии в современном искусстве»). Финалист "Премии Кандинского 2010" в номинации "Молодой художник. Проект года". Работы находятся в коллекциях таких музеев, как EMMA (Espoo, Финляндия), Pori Atr Museum (Финляндия), а так же в частных коллекциях России и Европы.
Марина Фоменко, Россия
Портрет Шуховской башни, 0’57”, 2011
Если посмотреть из моего окна на московский пейзаж через видоискатель камеры, то в конгломерате крыш и труб доминирует Шуховская башня. Эта картина неизменна, как скриншот, как фотография. Иногда, при благоприятных погодных условиях, на моей картинке вокруг Шуховской башни собираются дымы из труб электростанций, и едва заметное их движение оживляет ее портрет, создая эффект "подвижной фотографии". Работа выполнена в стиле "подвижная фотография".
Марина Фоменко — куратор, художник, основатель и директор фестиваля «Сейчас&Потом». Ее персональные выставки проходили в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств и Московском музее современного искусства. Номинант премии «The One Minutes Awards 2012» (Амстердам, Нидерланды), Премии Кандинского (2011), участник многочисленных выставочных проектов и фестивалей: Московской Биеннале современного искусства, Медиа Форума ММКФ, 13th Media Art Biennale WRO (Вроцлав, Польша), Festival des Cinemas Differents de Paris, (Париж, Франция) и многих других. Живет и работает в Москве.
Александра Митлянская, Россия
«Вавилон», 5’00”, 2010
"Вавилон" — живописный видеополиптих, сюита о стройке, растянувшаяся на несколько экранов. Вначале — общий план с решеткой недостроенной высотки: вертикали капитальных стен, горизонтали перекрытий, копошение строителей-гастарбайтеров в открытых ячейках, проплывание грейферов подъемных кранов. Затем — каждая ячейка по отдельности: тут кладут стену, там сидят отдыхают, горит лампочка, грузят подъемник, пьют воду, стоят, несут, держат. И хотя дом становится домом буквально на наших глазах, ощущение, что, в сущности, ничего не изменится, будет ли он достроен, заселен или снесен, и что сущность вообще не меняется, остается.
Александра Митлянская — художник, фотограф. Многократный участник Московской Фотобиеннале, фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Ее персональные выставки проходили в Государственном Русском музее, ГЦСИ, Фонде «Эра», Крокин галерее и др. Ее работы находятся в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина (Отдел личных коллекций), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт — Петербург), Денверского музея современного искусства (Колорадо, США), Областных картинных галереях Пензы, Тюмени, Новокузнецка и Ярославля. Живет и работает в Москве.
Александра Кузнецова, Россия
Как красиво, 4,10’
Проект «Как красиво» возник в рамках исследования современной визуальной среды. Рассматривая спонтанное оформление подъездов домов, автомастерских, рабочих мест водителей маршруток и других мест обитания и работы жителей мегаполиса, я формулирую тот эстетический посыл, который не всегда осознанно, заложен в этих объектах. Так родилась надпись «Как красиво», которая была нанесла на снег безвредными водорастворимыми красками с помощью пульверизаторов. Эта парадоксальная формула, оказавшись перед окнами нескольких многоэтажных домов в одном из районов Москвы, направлена к невольными зрителями проекта с целью подтолкнуть их к размышлению о красоте их окружения. Мне так же хотелось сказать о конвенциональности этого понятия, его относительности и трансформации реальности в момент ее означения.
Александра Кузнецова родилась и работает в Москве. Член Российского клуба арт-директоров (ADCR). Участник выставок в ММСИ и ГЦСИ с 2002 года. Лауреат Фестиваля сверхкороткого фильма (ESF) и многих конкурсов дизайна. Куратор факультета дизайна Высшей Школы Экономики.
Елена Горбачева, Россия
Хронос. Москва, 10’00”, 2012
Все рождается и исчезает во времени. Архитектура неподвижна, монументальна и долговечна. Она порой воспринимается нами, как гигантская декорация жизни.
Но для Хроноса жизнь любого великого собора не более чем короткий полет птицы. «Жидкая», танцующая архитектура, как метафора пространственно-временного континуума с точки зрения хода космического времени.
Вместе с ритмом космоса — с этим уникальным звуковым потоком — здания пульсируют, дышат, появляются и исчезают, как все живое. Все имеет свою конечность бесконечное количество раз. Это главное дыхание сущего.
Уникальность и история каждого здания сливаются в неповторимом узоре-орнаменте появляясь из ниоткуда и исчезая в пустоте.
Елена Горбачева — искусствовед, фотограф, художник, студентка факультета «Медиа арт» Академии коммуникаций «Wordshop», участница выставки «Погружения: в сторону тактильного кинематографа» в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» в рамках Медиа Форума ММКФ 2012, «Moscow Hub» в Photohub_Manometr и других. Живет и работает в Москве.
Марина Черникова, Россия - Нидерланды
URBAN SURFING / Карусель-Москва, 3’00”, 2010
Это видео является результатом исследованния границ психологического восприятия урбанистистической среды и в тоже время расширением языка видео как средства художественной репрезентации.
Ускоренный темп передвижения по городу оставляет время только для ассоциативного сканирования отдельных деталей ландшафта и указателей с ними связанных. В результате, всеобще принятая концепция города как чётко структурированного архитектурного ансамбля уступает место индивидуальному, динамичному и фрагментарному представлению о городском пространстве.
Сначала кажущиесяся хаотическими и случайными фрагменты городского пейзажа, как бы под действием центробежной силы, наслаиваются и сливаются во всем знакомую панораму Новой площади в Москве.
Марина Черникова закончила МГХИ им.Сурикова в Москве и получила степень Мастера Медийных Исскуств в Утрехте (EMMA HKU). Её работы были представлены на фестивалях и выставках: ГЦСИ; Московский Музей Современного Искусства; специальные проекты 2, 3 и 4 Московской Биеннале современного искусства, Приз Кандинского 2007-2008; Медиафорум ММКФ; Louise Blouin Foundation (Лондон); FiLE (Сао Пауло); PHOTOQUAI, Museum du Quai Branly и Rencontres Internationales (Jue de Paume), SHOW OFF, FIAC (Париж); VIDEOFORMES (Клермон-Ферран); Film eXperience (Амстердам); Visionaria (Сиенна); WRO-13 Медия Арт Биеннале (Вроцлав); ExiS (Сеул); BEYOND MEDIA – VISIONS-9 (Флоренция); Одна Минута /Поезд, АРСЕНАЛЕ, Биеннале Венеция; Institut Valencià d’Art Modern; VIPER (Базель).
Елена Ковылина, Россия
Красные гранаты, 4’23’’, 2011
"Красные гранаты" появились в 2010 году. Это ремейк на перформанс "Зеленые яблоки", который удалось осуществить в глухой армянской деревушке. "Гранаты" делали в Москве, по дороге из Шереметьево.
На Ленинградском шоссе, где наблюдается вечное скопление грузовиков и легковушек, можно наблюдать неожиданное явление – по обочине на ослике едут женщина в белом и мужчина. Она – Елена Ковылина – держит в руках блюдо с красными гранатами, которые позже будут раздавлены колесами проезжающих автомобилей. Красный сок на грязном снегу станет финальным визуальным аккордом городского представления.
Елена Ковылина. Художник – специалист в области медиа арта, перформанса и акционизма. Лауреат Государственной премии в области современного искусства Инновация-2006. Участница примерно 300 международных выставок и проектов. Автор и продюсер около ста художественных проектов. 2011-2012 преподаватель курса перформанса в WORDSHOP Академии Коммуникации (факультет медиа арт).
Катя Павлова, Россия
i am a fish, Россия, 12’00”, 2011—2012
Работа представляет собой видеодокументацию перфоманса, проведенного художником в Москве и в Банкоке, где Екатерина Павлова путешествовала, надев на себя голову «рыбы», метафорически воплощая переживание себя как безгласного существа в чуждой для себя среде.
«Важной частью моего перфоманса является физическое расширение моего тела («рыбья голова») как опыт осмысления «себя» как «другого». Бангкок или Москва, меняя свое территориальное положение, я расширяла границы поиска среды, коммуникаций, изменения чувствительности людей, их реакций. Своим образом я пыталась изменить обыденную визуальную реальность зрителя,который и сам был включен в эту расширенную реальность, ибо он видел меня».
Катя Павлова - художник, студентка Академии коммуникаций WORDSHOP (факультут Медиа Арт). Участвовала в выставках «Толерантность» (2011, Немецкий культурный центр им. Гете), «Картографии возможного» (2011, ЦДХ), «Из области практического знания» (2011, галерея GMG).
Елена Коптяева, Россия
Композиция, 5’16”, 2012
Это работа-трансформация современной архитектурной среды, привычного городского ландшафта. Художник исследует пространство на предмет начальной структуры, объединяющей или разобщающей исторический центр Москвы. Неоднородность архитектуры выбранных пар зданий - от классицизма к конструктивизму - задает новый формат видения города как разобщенной агломерации. Внутри кадра происходит пространственное искажение исходного материала, отдельные слои складываются и рассыпаются в новые формы. Преобразования реализуются благодаря точке видения сконструированной виртуальной камеры, объективной оптической системы. Однако пространство воспроизводится с ошибкой, сознательной нестыковкой слоев, изломом и несоответствием пропорций. Это новый подход к работе с цифровым материалом, новые монтажные ходы, основанные на внедрении третьего, мнимого измерения пространства плоской картинки.
Елена Коптяева родилась в г. Северодвинск, живет и работает в Москве. Получила образование в РЭУ им. Плеханова, Москва, Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, Москва, «Открытой школе Манеж/МедиаАртЛаб». Участник групповых выставок и фестивалей, среди которых выстака «Insight & Foresight» в Центре современной культуры "Гараж", VI Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского, выставка "Show and Tell" в Е.К.АртБюро, выставка "Медиавирусы" в ЦВЗ «Манеж», выставка «The Happy End» в МАММ и других.
Франсуа Фогель/Francois Vogel, Франция
Жажда/The thirst, 4’00”, 2011
«Жажда» влечет нас в гипнотическое путешествие по линии наземной железной дороги в Дубае. Непропорциональная архитектура и рельсы попадает в ловушку деформирующей камеры, искажаются и закручиваются в кадре. Певец Reham сопровождает видеоряд композицией, в которую заключен смысловой посыл произведения.
Франсуа Фогель — французский фотограф и кинорежиссер, родился 1971 году. До 1993 года изучал видео на Факультете изящных искусств в Высшей национальной школе декоративного искусства (ENSAD), одновременно посещал курсы прикладного программирования в Национальной консерватории искусств и ремесел. В 1994-95 работал редактором и аниматором мультфильмов для Fearless Studio, Париж. В 1995-96 учился в Atelier d'Images et d'Informatique de l'ENSAD, стал специалистом по 2D и 3D анимации в Mikros image (Париж) в 1996 году. Начал работать с видео как художник в 1991 году, постепенно его работы превратились в эксперименты по пересечению границы между видео, анимацией и фотографии.
Luma.Launisch, Австрия
«60 секунд где-то», 3’00”, 2011-2013
Под музыку одного из наиболее известных композиторов электронной музыки Ханса Иоахима Ределиуса из группы Cluster - на экране появляются видео-портреты Токио, Абу Даби, Шанхая, Нь-Йорка, Рио-де-Жанейро. 25 мест посетили художники и виджеи Астрид Штайнер и Флориан Лауниш и о каждом пытаются рассказать за 60 секунд.
«Мы едем туда, мы снимаем, и потом соединяем все это, монтируем, – рассказывает художник Астрид Штайнер. – Но ведь это только одна минута, которая представляет город. Это так трудно сделать, у нас бывает столько эмоций. И если вы обратили внимание, что мы даже замедляем какие-то кадры, чтобы и продлить эти чувства, и в то же время, чтобы зритель увидел то, что в обычной жизни может упустить».
Австрийский дуэт Luma.Launisch (Астрид Штайнер и Флориан Лауниш) создает свои сюрреалистические миры как на экранах в техно-клубов, так и в пространствах классических концертных залов. Богатый кинематографический опыт помогает им погружать зрителя в удивительные визуальные путешествия - у него появляется возможность отправиться в путешествие на цветном воздушном шаре, пролетающем над Босфорским проливом, чтобы приземлиться в Центральном Парке Нью Йорка.
Кен Джейкобс, США
День жжёт, 8’00”, 2009
Кинозвезда Фло, задумчивая молодая девушка Ниси и Аза, достаточно взрослая, чтобы идти вместе со всеми, но все еще ожидающая, что ее будут возить в коляске. Если в Риме ясный день, то шутки с солнцем плохи. Но, говорят, самый прекрасный день — это когда ничего не произошло.
Кен Джейкобс – американский кинохудожник-экспериментатор, приверженец паракинематографа, отвергающего стандартные технологии мейнстрима, Кен Джейкобс входит в список ста величайших художников двадцатого столетия, составленный Whitney Museum. Кино Кена Джейкобса раскрывается как коллаж репортажных съемок, мультфильмов и видеоарта, мюзиклов и элементов театрального представления, оно воздействует на подсознание зрителя, раскрывая особенности работы его нервной системы.