EN / RU

Программа «Города в движении». Oslo Screen Festival

Программа «Города в движении»
куратор Елена Румянцева
Oslo Screen Festival

9 марта 2014, Filmens Hus | Cinemateket (Lillebil)

В программе представлены 8 видео, так или иначе, анализирующие урбанистическую среду, в которой мы живем. Каждый из авторов по-своему трактует тему, каждый выбирает своих главных действующих лиц.

Елена Коптяева в своей работе исследует трансформацию современной архитектурной среды, привычного городского ландшафта. Черникова дефрагментирует пространство, создавая калейдоскоп из визуальных образов. Франсуа Фогель продолжает тему - в его работе эластичные время и архитектура сплетаются воедино. В видео-перформансе Нины Куртелы - художница становится единственным неизменным персонажем - witness стремительной трансформации вокруг нее. Роман Мокров бесстрастно фиксирует нескончаемый безличный поток людей, а Елена Горбачева рассказывает, практически интимную историю, выхваченных из толпы персонажей.

Неизменным лейтмотивом остается бесконечная карусель жизни, вечное движение, столкновение безумного темпа жизни постоянно трансформирующихся мегаполисов и людей, которые и составляют его жизнь, являются причиной всех этих изменений.

Завершает программу работа Яна Ильяса — «Два острова». Что остается в результате всех этих трансформаций, что останется после нас и какими нас увидят потомки из будущего?


Роман Мокров (Россия) Бесконечная история, 6:44 мин, 2011

Предоставлено Галереей Триумф

Ежедневно тысячи и тысячи людей приезжают в Москву за работой, учебой и досугом. Они приезжают, чтобы улучшить свою судьбу, зарплату, умственные способности и жизнь. Или просто посмотреть по сторонам, потратить деньги в центре торговли, сходить в кино. Важно, что путешествие в Москву является дорогой к счастью. Или поиском счастья. Как все мы знаем - путь наверх тернист. Если вы едите по железной дороге в Москву из пригорода, то ваша поездка весьма недешева, и многие люди вынуждены искать способ не платить. Чаще, один человек угрюмо следует за другими, пробираясь через дырку в заборе, не задумываясь о сути проблемы. Поезда грохочут, забитые людскими массами, объединенными стремлением попасть в Москву. Человеческая жизнь. Что это? Плыть с общим потоком или идти против течения? Поиск или слепое согласие?


Марина Черникова, Россия - Нидерланды

URBAN SURFING / Карусель-Москва, 3’00”, 2010

Это видео является результатом исследования границ психологического восприятия урбанистистической среды и в тоже время расширением языка видео как средства художественной репрезентации. Ускоренный темп передвижения по городу оставляет время только для ассоциативного  сканирования отдельных деталей ландшафта и указателей с ними связанных. В результате, всеобще принятая концепция города как чётко структурированного архитектурного ансамбля уступает место индивидуальному, динамичному и фрагментарному представлению о городском пространстве.

Сначала кажущиеся хаотическими и случайными фрагменты городского пейзажа, как бы под действием центробежной силы, наслаиваются и сливаются во всем знакомую панораму Новой площади в Москве. 


Лена Коптяева, Россия

Композиция, 5’16”, 2012

Художник исследует пространство на предмет начальной структуры, объединяющей или разобщающей исторический центр Москвы. Неоднородность архитектуры выбранных пар зданий - от классицизма к конструктивизму - задает новый формат видения города как разобщенной агломерации. Внутри кадра происходит пространственное искажение исходного материала, отдельные слои складываются и рассыпаются в новые формы. Преобразования реализуются благодаря точке видения сконструированной виртуальной камеры, объективной оптической системы. Однако пространство воспроизводится с ошибкой, сознательной нестыковкой слоев, изломом и несоответствием пропорций. Это новый подход к работе с цифровым материалом, новые монтажные ходы, основанные на внедрении третьего, мнимого измерения пространства плоской картинки.


Nina Kurtela, Germany, “Transformance”, 2010, 5’00”

Transformance is a video-event-work that activates and documents a five-month durational performance. Over this period of time, Nina Kurtela establishes a daily practice of visiting and witnessing the construction of Centre of Contemporary Dance.


Франсуа Фогель, Франция

Terrains glissants (Sliding Earths)

10 min 12 seconds, 2010

Distorted images, elastic time: "Sliding Earths" offers us a unique and poetic vision of Man on our planet. Between travel diary and performance, the film traces the wanderings of an individual guided by strange inner voices. From New York to Sao Paulo, from the French countryside to the Californian desert, he slides on a tiny yet varied world.


Горбачева, Метро, 2’30”

Мы много говорим о толерантности, но не всегда представляем, как она выглядит. 

В Москве много приезжих. Столицы притягивают. Люди приезжают на заработки. 

Кто-то на время. Кто-то навсегда. Вместе с приезжими в Москву проникают традиции, обычаи или нормы поведения, принятые на родине странников. Это часть их Мира, которая всегда с ними. Как к этому относиться? Принимать или запрещать? Осуждать или восхищаться?


Luma.Launisch, Австрия

«60 секунд где-то»,  3’00”, 2011-2013

Под музыку одного из наиболее известных композиторов электронной музыки Ханса Иоахима Ределиуса из группы Cluster - на экране появляются видео-портреты Токио, Абу Даби, Шанхая, Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро. 25 мест посетили художники и виджеи Астрид Штайнер и Флориан Лауниш и о каждом пытаются рассказать за 60 секунд.

«Мы едем туда, мы снимаем, и потом соединяем все это, монтируем, – рассказывает художник Астрид Штайнер. – Но ведь это только одна минута, которая представляет город. Это так трудно сделать, у нас бывает столько эмоций. И если вы обратили внимание, что мы даже замедляем какие-то кадры, чтобы и продлить эти чувства, и в то же время, чтобы зритель увидел то, что в обычной жизни может упустить».


Ян Ильяс (Финляндия) Два острова, 5 мин., 2013

Предоставлено AV-arkki the Distribution Centre for Finnish Media Art

Фильм «Два острова» рассказывает о двух мусорных свалках на острове Статен и на острове Харт в Нью-Йорке. Первая свалка закрыта, во время использования она была самой большой в мире. Вторая всё ещё используется, располагая предметами, которые уже трудно распознать. Режиссер исследует, во что превратились предметы и что они говорят нам об экономическом и социальном состоянии « самой богатой нации на земле». Как археологи будущего будут интерпретировать эти предметы?