Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Дни Москвы в Дели
Выставочный проект «Прогулка по Москве»
Даты: 26 октября — 4 ноября 2012
Площадка: Lalit Kala Academi (35, Ferozeshah Road, New Delhi)
Кураторы: Ольга Шишко, Елена Румянцева
Специально для фестивальной программы Дней Москвы в Нью-Дели будет представлен выставочный проект, посвященный российской столице — «Прогулка по Москве».
Москва — город контрастов, в архитектурном облике которого, как в волшебном зеркале, отражаются все исторические, политические и экономические процессы, происходившие и происходящие в огромной, многонациональной России.
На выставке будут представлены фото и видео работы пятнадцати художников. У каждого свой взгляд, собственная Москва. От черно-белой графики до смазанной живописи, от крупного плана к панорамным видам, от выхваченных деталей до многокрасочных панно...
Авангардный стиль современных зданий и ошеломительный ритм современных магистралей в работах Дмитрия Зверева прекрасно сочетается с деревянными церквями и модернисткой архитектурой в фотографиях Юрия Аввакумова, или деталями старой Москвы Владислава Ефимова. Еще одна серия Алексея Корси и Софьи Гавриловой рассказывает о ВДНХ — идеальном мире, парадной модели будущего, каким задумывали архитекторы Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, и который отчасти сохранил безупречность своих форм, несмотря на перестройки и бесконечные переименования. Советский идеологический орнамент и античные традиции, символы крестьянской культуры и величественные архитектурные формы соединяются здесь в своеобразной гармонии, превращающей ВДНХ в законченный, самодостаточный проект — визуально-пространственный учебник формообразования.
Проект «Прогулка по Москве» посвящен не только архитектуре и ее изображению. В нем находится место и людям. У Людмилы Зинченко персонажи, попавшие в кадр, на удивление несуетливы, иначе и следа бы от них не осталось, ведь выдержки составляют десятки секунд. На фотографиях Ирины Алаевой запечатлены типичные «туристические сценки», но вместо людей-туристов тут выступают пластмассовые фигурки-игрушки, которые как бы посещают город, а сама Москва становится неожиданным элементом в играх воображения фотографа и зрителя...
Четыре видеоработы, представленных на выставке, дополняют образ Москвы — в работе Елены Горбачевой архитектура оживает и превращается в единое танцующее полотно, у Марины Фоменко мы наблюдаем трансформации старого здания, теряющего свою индивидуальность при взаимодействии с повседневностью, Илья Коробков берет за основу мозаику московского метро, превращая ее в символ нового единого мира, а Александра Митлянская рассказывает историю строительства нового Вавилона.
Участники: Юрий Аввакумов, Алла Афонина, Ирина Алаева, Софья Гаврилова, Елена Горбачева, Владислав Ефимов, Дмитрий Зверев, Людмила Зинченко, Илья Коробков, Алексей Корси, Татьяна Либерман, Александра Митлянская, Роман Мокров, Константин Семин, Марина Фоменко, Владимир Юданов.
В рамках выставочного проекта состоится двухдневный мастер-класс известного российского фотографа Владислава Ефимова, который расскажет о месте фотографии в современном искусстве, своем творчестве и работах молодых художников в России. Формат встречи предполагает живое общение, это отличная возможность пообщаться с мастером и задать ему интересующие вас вопросы.
из серии «Циолковский: Кенотаф», 2011
Проект Юрия Аввакумова посвящен архитектуре и ее изображению и иллюстрируют особый «русский» взгляд на архитектуру: снизу-вверх.
Юрий Аввакумов — архитектор, художник и куратор. Считается одним из известных современных русских архитекторов, но, как ни парадоксально, за всю свою карьеру ничего не построил: важнейшая заслуга Аввакумова в том, что он перенес на русскую почву концепт бумажной архитектуры — авангардных творческих проектов, для реализации не предназначенных. Зодчество на бумаге, начинавшееся как студенческое фрондерство и противодействие архитектурному застою советских 1980-х, ныне считается классикой, а проекты тех лет хранятся в главных музеях мира. В разгар перестройки, когда многие «бумажные архитекторы» стали открывать свои бюро и перешли к практической деятельности, Аввакумов ушел в свободное плавание: спроектировал около 100 выставок как архитектор, участвовал примерно в 500 как художник и сделал около 50 как куратор; дважды представлял Россию на Венецианской биеннале.
из серии «Необъективная Москва», 2008
Крупные города с каждым годом все больше становятся похожими друг на друга. По всему миру разбросаны строения лорда Фостера, Фрэнка Герри или Оскара Нимейера. Это проект о том, что отличает нашу столицу. Ведь ее невозможно представить без Большого театра, Красной площади и заблудившегося на пути в Новый свет Петра — Колумба. И люди, попавшие в кадр, на удивление несуетливы, иначе и следа бы от них не осталось, ведь выдержки составляют десятки секунд. Современный мегаполис снят камерой обскурой. Благодаря тому, что свет непосредственно, без линз попадает на поверхность, которая волшебно именуется светочувствительным слоем, скрываются мелкие, ненужные детали, отсекается лишнее, а значит, выявляется главное — образ.
Людмила Зинченко участвовала в многочисленных выставках: галерея Six images (Амстердам), галерея Глаз (Москва), Музей архитектуры им Щусева (Москва), галерея Белый куб (Омск), галерея Photographer.ru (Москва), Русский дом (Париж). Многократный участник Московской фотобиеннале и фестиваля «Мода и стиль в фотографии», двукратный лауреат конкурса «Серебряная камера», была включена в шорт-лист премии Кандинского (2011). Публиковалась в изданиях ИД «Коммерсант, «Newsweek” (USA), Courrier International, Liberaration, Le Figaro (France) и тд. Преподает в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко.
серия «Детали Москвы», 2008
Владислав Ефимов — фотограф, художник. Стипендиат Берлинской академии художеств (1995–1996). Более 30 персональных и групповых выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине. Лауреат Государственной премии «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» (2008). Работы в собраниях Государственного Русского музея, Центра Помпиду, Париж, Московского музея современного искусства и др.
из серии «Moscow», 2010
Москва Дмитрия Зверева похожа на черно-белые гравюры — четкость линий, почти доведенная до абстракции графика здании бизнес-центров. Но в то же время она очень женственная — в лабиринтах улиц и переходов, снежных узорах на стекле или летящих отражениях.
Дмитрий Зверев — фотограф. Член Союза фотохудожников России. Родился в 1972-м году в Москве. Окончил Колледж Геодезии и картографии, по специальности "Фотодело". Диплом с отличием. Имеются публикации, как работ так и статей в десятках журналов, включая фотографические: "Фото&Видео", "Фотодело", "Фотомагазин". Лауреат и призер конкурсов: "Серебряная камера" — 2006, 2007, 2008, "Bestphotographer" — 2010, "Best Of Russia" — 2010, 2011. Последние выставки 2012 года: "Can You See It?" (Москва, персональная), "Best Of Russia" (Москва), "Серебряная камера" (Москва)...
из серии «Moscow fuze», 2011
Минималистические образы, выхваченные детали — через фрагменты к целому — так выстраивает Владимир Юданов свой образ Москвы.
Владимир Юданов — фотограф, архитектор, дизайнер, издатель, продюсер. Член Союза дизайнеров России, член Союза архитекторов России. Арт-директор и совладелец дизайн-студии «Е Программа». Его выставки проходили в Галерее Классической фотографии (Москва), Photohub_Manometr (Москва) и др.
из серии «Москва-река», 2008
В огромных современных мегаполисах свыше 10 миллионов человек, плотность застройки и транспорта велика и огромна. Темп жизни людей увеличивается именно в мегаполисах, куда во всем мире стремятся люди в поисках лучшей жизни. По данным ООН, уже до конца 2020 г половина населения Земли переселится в города.
Ухудшение среды жизни в городах , напряженный темп городской жизни, возникновение психологической усталости , все это приводит к тому, что человек видит солнце, небо только в отражениях стекол, машин, домов, витрин….
Татьяна Либерман — фотограф. Закончила Московский Политехнический Институт (отделение фотографии), Колледж Журналистики (отделение фотографии)
Преподавала в Московском Политехническом Институте (кафедра фотографии). Многократная участница Московской Фотобиеннале, ее выставки проходили в XL галерее (Москва), Музее Современного Искусства (Тампа, США), Академии искусств (Берлин, Германия), Шведском Выставочном Центре (Гетеборг), галерее Фотохоф (Зальцбург, Австрия) и др.
из серии «street-art», 2012
Во всем мире уличные художники вносят свою лепту в формирование городского ландшафта. Но при этом они не просто присваивает территорию, но и диктует ее прочтение зрителю, вовлекают его в диалог, моделируя различные сюжетные программы. Стрит-арт экспериментирует со средой и построен на игре отчетливо прорисованных образов с поверхностями зданий, на которых они размещаются. В настоящий момент улицы крупнейших столиц мира покрыты тысячами пиктограмм, абстрактных форм и образов. В проекте Константина Семина можно увидеть стиль, определяющий Москву.
Константин Семин — фотограф. Живет и работает в Москве и Берлине. Окончил немецкий Bielefeld University и Taylor school of Art by Temple University (США), принимал участие во многих выставочных проектах в США, Европе и России. Искусство Константина Сёмина находится в особой точке художественной реальности. В ней, как в фокусе, собираются высокие традиции культуры «живописного» портрета и одновременно в её многослойности манифестируются новейшие медиальные стратегии. Его выставки проходили в Галерее классической фотографии (Москва), Gallery OT 301 (Амстердам), Berlin Sony Centre (Берлин), Московском Музее Современного Искусства, ГЦСИ (Москва) и др. Неоднократно принимал участие в фестивале «Мода и стиль в фотографии», а также Московской Фотобиеннале.
из серии «Москвичи», 2012
В пространстве социального вакуума ориентирами являются сами люди, выступающие своеобразными маяками, точками отсчета, стягивающими это пространство и создающими новую систему координат.
Алексей Корси — фотограф, куратор, художник. Выпускник Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко. Участник множества проектов на различных выставочных площадках: ARTPLAY (Москва), ГЦСИ (Москва), Мультимедиа-арт-музей (Москва),“Галерея Зураб”, Центр современного искусства “Винзавод” (Москва) и других. Куратор выставки “Варвары” (Москва, “Проект_Фабрика”, специальная программа 3й московской биеннале молодежного искусства) и других проектов.
Алла Афонина, Софья Гаврилова, Владислав Ефимов, Алексей Корси
из серии «ВДНХ», 2008
Идеальный мир, парадная модель будущего, каким задумывали архитекторы Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, отчасти сохранил безупречность своих форм, несмотря на перестройки и бесконечные переименования. Советский идеологический орнамент и античные традиции, символы крестьянской культуры и величественные архитектурные формы соединяются здесь в своеобразной гармонии, превращающей ВДНХ в законченный, самодостаточный проект — визуально-пространственный учебник формообразования.
Софья Гаврилова — фотограф, куратор. Выпускница школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. Ее выставки проходили в галерее BrownStripe, Open Studio (New York), ГЦСИ, МАММ, ММСИ (Москва). Участница Московской Молодежной Биеннале (2010, 2012), 4 ой Московской Биеннале Современного Искусства (2011), лауреат конкурса "Серебряная камера 2011", номинант Премии Кандинского 2012. Куратор проекта "Кино.Ремарка" в рамках Фотобиеннале 2012. Работы в коллекции МАММ.
Владислав Ефимов — фотограф, художник. Стипендиат Берлинской академии художеств (1995–1996). Более 30 персональных и групповых выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине. Лауреат Государственной премии «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» (2008). Работы в собраниях Государственного Русского музея, Центра Помпиду, Париж, Московского музея современного искусства и др.
Алексей Корси — фотограф, куратор, художник. Выпускник Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко. Участник множества проектов на различных выставочных площадках: ARTPLAY (Москва), ГЦСИ (Москва), Мультимедиа-арт-музей (Москва),“Галерея Зураб”, Центр современного искусства “Винзавод” (Москва) и других. Куратор выставки “Варвары” (Москва, “Проект_Фабрика”, специальная программа 3й московской биеннале молодежного искусства) и других проектов.
Алла Афонина — фотограф, студентка Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Участник, координатор и куратор региональных проектов в Удмуртии, Башкирии и Самаре. Участник многочисленных выставок на площадках: Государственного центра современного искусства (Москва), Центра дизайна ARTPLAY (Москва), галереи "Дом Миколы" (Киев, Украина), ЦВЗ Манеж (Москва), участвовала в Московской Фотобиеннале 2010.
из серии «Туристы», 2008
На фотографиях запечатлены типичные „туристические сценки“, но вместо людей-туристов тут выступают пластмассовые фигурки-игрушки. Для этой съемки я переделала старый фотоаппарат ФЭД в «camera obscura» (примитивную дырочную камеру без объектива). Благодаря ее особенным оптическим качествам, реальный и игрушечный миры сливаются в одно целое, своеобразное, завораживающее. Фигурки-туристы как бы посещают город, а сама Москва становится неожиданным элементом в играх воображения фотографа и зрителя...
Ирина Алаева Родилась в 1983 году в Москве. По первой профессии — инженер-эколог. Закончила в 2009 году школу фотографии и мультимедия им.А.Родченко. Принимала участие в групповых выставках в России и Европе. Состоит в арт-группе “Чёрная дыра”. Периодически работает фотографом для Гёте-Институт Москва.
из серии «НеМосква»
«НЕМОСКВА» — это проект о городе и его обитателях. Герои Мокрова — его сверстники, типичные молодые люди из самых обычных семей, каждый со своим «идеальным образом» красоты и счастья. Автор тщательно фиксирует мгновения их жизни, каждое из которых по-своему важно. Без напускного снобизма участвует в их проделках и инициирует многие из них, видя в простых проявлениях элементы сложной системы взаимоотношений, тщательно выстаиваемой в любом небольшом городе. Сам город выступает как полноправное действующее лицо, персонаж, задающий тон и ритм всему происходящему.
В серии фотографий и видео Романа Мокрова предстает образ небольшого, почти никому не известного провинциального города. Бетон, коробки, выверенные линии, трущобы и пустыри. А рядом — дачи, заросший пруд, поле, лес. И над всем этим разнообразием жизни довлеет образ близкого мегаполиса. Это почти Москва, но «немосква».
Близость столичного мегаполиса оказывает постоянное влияние на все аспекты жизни города. Всего 55 минут разделяют горожан с героями глянцевых обложек и выпусков новостей. 55 минут являются тем барьером, который невозможно переступить. Он лишает город собственного лица, делает его «спутником», тенью. Каждое утро из города уезжают переполненные электрички, везущие тысячи людей на работу в Москву, и только вечером мегаполис возвращает городу население, выплёвывая усталых людей из раздвигающихся челюстей поездов. Ритм стука колёс электрички, ежедневно опустошающей город и возвращающей ему жизнь…
Роман Мокров — видеохудожник. Закончил Школу современного искусства «Свободные мастерские» при ММСИ и Институт проблем современного искусства (ICA Moscow). В 2012 г. с работой «Бесконечная история» вошел в число финалистов и получил специальную премию Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация», а также специальное упоминание жюри Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом’12» (ММСИ). В 2012 состоялась персональная выставка художника в Московском музее современного искусства. Также участвовал в ряде групповых выставок в ГЦСИ, ЦДХ, ММСИ и др. Живет и работает в Москве и г. Электроугли.
«Вавилон», 2010, 5'00”
«"Вавилон" — живописный видеополиптих, сюита о стройке, растянувшаяся на несколько экранов. Вначале — общий план с решеткой недостроенной высотки: вертикали капитальных стен, горизонтали перекрытий, копошение строителей-гастарбайтеров в открытых ячейках, проплывание грейферов подъемных кранов. Затем — каждая ячейка по отдельности: тут кладут стену, там сидят отдыхают, горит лампочка, грузят подъемник, пьют воду, стоят, несут, держат. И хотя дом становится домом буквально на наших глазах, ощущение, что, в сущности, ничего не изменится, будет ли он достроен, заселен или снесен, и что сущность вообще не меняется, остается.» (Анна Толстова. «КоммерсантЪ»)
Александра Митлянская — художник, фотограф. Многократный участник Московской Фотобиеннале, фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Ее персональные выставки проходили в Государственном Русском музее, ГЦСИ, Фонде «Эра», Крокин галерее и др. Ее работы находятся в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина (Отдел личных коллекций), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт — Петербург), Денверского музея современного искусства (Колорадо, США), Областных картинных галереях Пензы, Тюмени, Новокузнецка и Ярославля. Живет и работает в Москве.
«Хронос. Москва», 2012, трехканальное видео
Все рождается и исчезает во времени.
Архитектура неподвижна, монументальна и долговечна. Она порой воспринимается нами, как гигантская декорация жизни.
Но для Хроноса жизнь любого великого собора не более чем короткий полет птицы.
«Жидкая», танцующая архитектура, как метафора пространственно-временного континуума с точки зрения хода космического времени.
Вместе с ритмом космоса — с этим уникальным звуковым потоком — здания пульсируют, дышат, появляются и исчезают, как все живое. Все имеет свою конечность бесконечное количество раз. Это главное дыхание сущего.
Уникальность и история каждого здания сливаются в неповторимом узоре-орнаменте появляясь из ниоткуда и исчезая в пустоте.
Елена Горбачева — искусствовед, фотограф, художник, студентка факультета «Медиа арт» Академии коммуникаций «Wordshop», участница выставки «Погружения: в сторону тактильного кинематографа» в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» в рамках Медиа Форума ММКФ 2012, «Moscow Hub» в Photohub_Manometr и других. Живет и работает в Москве.
«Депо», 2012, видео, 5'00"
Мы наблюдаем архитектурные трансформации старого здания, теряющего свою индивидуальность при взаимодействии с повседневностью. Неумолимое проникновение современности в плоть памятника архитектуры пробуждает к жизни убедительный в своей абсурдности объект.
Круговое паровозное депо Николаевской железной дороги, построенное в Москве в середине XIX в., претерпело за годы существования множество изменений. Из депо оно превратилось в «Воронью слободку» с магазинчиками, ресторанами, складами, автомастерской и непременной свалкой. А теперь оно и вовсе опустело и скоро, возможно, исчезнет.
Марина Фоменко — куратор, художник, основатель и директор фестиваля «Сейчас&Потом». Ее персональные выставки проходили в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств и Московском музее современного искусства. Номинант премии «The One Minutes Awards 2012» (Амстердам, Нидерланды), Премии Кандинского (2011), участник многочисленных выставочных проектов и фестивалей: Московской Биеннале современного искусства, Медиа Форума ММКФ, 13th Media Art Biennale WRO (Вроцлав, Польша), Festival des Cinemas Differents de Paris, (Париж, Франция) и многих других. Живет и работает в Москве.
«К радости?», 2009, видео, 5’50”
Художник проводит параллель между семидесятилетней борьбой советских людей за новый справедливый мир, в котором все люди — братья, и новой объединенной Европой — сообществом ответственных граждан, создающих, преумножающих и распространяющих общечеловеческие ценности. Не случайно гимном объединенной Европы была выбрана «Ода к радости» — фрагмент Девятой симфонии Бетховена, вдохновленный одноименным произведением Фридриха Шиллера, прославляющим братство и единение людей.
Илья Коробков — видеохудожник, независимый журналист и преподаватель в Московской Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Один из основателей группы видеохудожников VIDIOT, продюсер выпуска независимого периодического видеожурнала с одноименным именем. Живет и работает в Москве.